Ко дню рождения Ф.А.Васильева

Крамской И.Н. Портрет художника
Федора Александровича Васильева. 1871.
Государственная Третьяковская галерея
"...Жаль, что нельзя нарисовать такого рефлекса, который преждевременно обращает картину в 100-рублевую ассигнацию!" – писал сегодняшний 167–летний именинник Федор Александрович Васильев (1850-1873). Чувство юмора художника – щеголя и жизнелюба -  поражает не только виртуозностью кисти, но и пера!
 
Глава художников-передвижников, старший друг живописца и автор портрета И.Н.Крамской о своей модели писал: "такой феномен, какого еще не было на земле". В истории русской живописи пример биографии Васильева уникален. Едва вступив на путь профессионального художества, молодой живописец своим талантом, искусной техникой и мастерством исполнения пейзажей восхищал современников. 

Незаурядность картин Васильева сразу же отметил П.М.Третьяков, не только покупавший его работы, но и оказавший финансовую поддержку в последние два года жизни художника во время лечения в Крыму. Дарованию Васильева не суждено было раскрыться в полной мере, но творческое наследие 23-летнего мастера заявляет о нем как о непревзойденном живописце своего времени, «внесшего в русский пейзаж то, чего недоставало и недостает: поэзии при натуральности исполнения».

Запечатленные им виды природы, исполненные элегической прелести и возвышенного романтизма, вбирают в себя одновременно бытовой, земной уклад и вместе с тем слагаются в истинные оды совершенству целого мироздания. Настоящей драматургией разворачивается на полотнах Васильева "жизнь" неба, предстающая во всех своих ипостасях – взволнованностью предгрозовых облаков, напоенных влагой, или едва подернутыми предзакатными лучами косматые клочья туч.

Портрет Васильева, написанный Крамским в монохромной, похожей на фотографию технике, являет зрителю образ франта, бонвивана, по выражению И.Е.Репина, "живую, кипучую натуру". Увековеченный на полотне пронзительный взгляд, свободная поза пейзажиста будто вторит характеристике, оставленной современником: "Звонкий голос, заразительный смех, чарующее остроумие с тонкой до дерзости насмешкой завоевали всех своим молодым, веселым интересом к жизни; к этому счастливцу всех тянуло, и сам он зорко и быстро схватывал все явления кругом"...

Комментарии