Москва Анны Голубкиной. Дом ученых (Усадьба А.И.Коншиной)

Мы продолжаем публикацию историй из жизни художественной Москвы. Первый цикл публикаций будет посвящен Москве, какой её знала скульптор Анна Голубкина. Сегодня речь пойдет об усадьбе А.И.Коншиной. Современному виду здания мы обязаны архитектору А.О.Гунсту, о котором мы уже рассказывали ранее, а Анна Голубкина, конечно,  наблюдала за строительством и с интересом следила за реализацией творческих задумок архитектора. 
 
Дом учёных. 2016.  Фото - Евгений Алексеев

Гунст проектировал этот особняк (на месте каменных палат XVIII века) с большим размахом, не стесняясь в средствах. Благодаря этому его творение по праву заняло место в ряду самых роскошных построек, которыми ознаменовалось в Москве начало ХХ столетия. Зодчий тактично сохранил ясную соразмерность объема здания — удачного образца неоклассицизма. Главный фасад акцентирован шестью плоскими пилястрами ионического ордера и фронтоном. Однако в мелкой декоративной лепнине фриза, в обрамлении окон прослеживается влияние эклектики. Дом выходит в сад с беседкой, огороженный со стороны улицы высоким каменным забором с арочными нишами, балюстрадами и вазами наверху. Пилоны парадных ворот украшают скульптуры львов. Со стороны переулка на стене особняка — барельефное панно в стиле модерн.

В создании интерьеров архитектор проявил себя как крупный мастер. Особенно поражал гостей домашний сад (ныне парадная столовая Дома ученых) с остекленным эркером и световым фонарем.

Строительство дома было закончено, и он был освящен ко дню именин Александры Ивановны Коншиной 23 апреля 1910 года. В этот день в ее честь состоялся концерт, в котором приняли участие знаменитые музыканты Александр Гольденвейзер, Борис Сибор, Константин Игумнов.
Хозяйка, недолго прожила в великолепном «дворце». В сентябре 1914 года она умерла. Затем владельцы часто менялись. В 1922-м в стенах бывшего особняка открылся Дом ученых. Через 10 лет к нему по проекту известных архитекторов братьев Весниных пристроили крупное сооружение в стиле конструктивизма с парадным входом и вестибюлем.


Анна Голубкина была свидетелем реализации всех этапов проекта Гунста. Как большой мастер рельефов она, несомненно, с интересом восприняла и украшающие ограду гунстовские вазы с рельефами на античные сюжеты, и рельефное панно, выполненное по мотивам мифа о Фаэтоне. Впечатляющие вариации движений и разворотов конных колесниц непременно всплывут в памяти при виде рельефного панно Анны Голубкиной «Лошади» (находится в постоянной экспозиции Музея-мастерской А.С. Голубкиной), созданного скульптором в 1908 году.

Л.Алексеева

В 1934 году в Доме ученых открывается студия гармонической гимнастики Людмилы Алексеевой, ближайшей подруги Анны Голубкиной. В создании своей танцевальной гимнастики Алексеева опиралась на современные ей пластические школы и свободный танец Айседоры Дункан. Голубкиной она посвятила свою лучшую композицию — «Гибнущие птицы» на музыку Шопена, а при постановке последнего в жизни номера «Микеланджело» отталкивалась от пластических образов кариатид для камина работы художницы.

Слева: А.С.Голубкина. Рельеф «Лошади». 1908. Гипс тонированный. Музей-мастерская А.С.Голубкиной
Справа: А.С.Голубкина. Кариатиды. 1911. Дерево. Музей-мастерская А.С.Голубкина
 



Услышать больше интересных историй о связанных с жизнью и творчеством скульптора уголках Москвы можно в бесплатном мобильном маршруте, подготовленном сотрудниками музея-мастерской А.С.Голубкиной. Подробнее о том, как воспользоваться мобильным приложением и о других экскурсионных маршрутах Третьяковской галереи можно узнать на нашем официальном сайте.  

Комментарии