Скульптор Сергей Орлов

Одна из ведущих тем творчества скульптора Сергея Михайловича Орлова - русская сказка, а любимый материал – фарфор. Большинство его произведений были выполнены на Дмитровском фарфоровом заводе, с которым художник был связан многие годы. Любовь к этому материалу зародилась у С.Орлова во время работы в керамической лаборатории Московского музея керамики, где он имел возможность познакомиться с шедеврами мелкой пластики фарфоровых мануфактур Мейсена, Гарднера, Императорского фарфорового завода, работами таких известных мастеров, как В.Кузнецов и Н.Данько, открыть для себя керамику Императорского Строгановского училища. 

 
Орлов С.М. Сказка о рыбаке и рыбке. 1944. Фарфор, роспись.

Однако его не привлекало создание функционального фарфора с пролетарской тематикой, также он остался равнодушным и к созданию дизайна посуды. Фарфор для него – это, прежде всего, живописный материал с тягучими и мягкими формами, детализированной прорисовкой персонажей. Композиция с героями из «Сказки о рыбаке и рыбке» скорее напоминает иллюстрацию или сцену из театральной постановки. Сюжет сказки раскрывается через изобразительно-литературное начало – бодрая, сердитая золотая рыбка на гребне волны бурлящего моря в окружении простодушного неказистого простофили старика и алчной старухи, так и оставшейся у разбитого корыта. Все события разворачиваются на фоне пейзажа в виде скалистого берега, о который бьются морские волны со скользящими в них мелкими рыбешками. Проиллюстрировать сюжет любимой сказки, написанной А.С.Пушкиным 185 лет назад осенью 1833 года в Болдино, скульптору удается благодаря вниманию к выразительной остроте жеста и движения персонажей, отдельно вылепленным деталям, подчеркнуто строго продуманной росписи. Хорошо знакомые волшебные события, произошедшие со стариком, снова с необычайной яркостью всплывают в нашей памяти.

Текст: Наталья Денисова
Фото: Наталья Розенвассер


Комментарии