Недавно прошедший в Новой Третьяковке спец.проект "Дмитрий Жилинский. Ближний круг" показал ряд самых важных произведений мастера. Рядом с известной работой "У моря. Семья" (1964) и триптихом "1937 год" (1987) из собрания Государственной Третьяковской галереи можно было также увидеть картину 1970-х годов "Человек с убитой собакой" (1976), ранее также показанную на двух крупных персональных выставках художника в ГТГ в 2007 году и ГРМ в 2012.
Что интересно знать об этой работе Жилинского, после выставки перешедшей в коллекцию Третьяковской галереи?
Дмитрий Жилинский. Человек с убитой собакой. 1976 |
Сюжет картины
В основу произведения легло конкретное событие из личной жизни художника. У дома художника в Новобутаково машина сбила его собаку по прозвищу Чан.
На картине Жилинский изобразил себя ночью полуобнаженным с мертвым животным на руках. В просвете калитки также дан силуэт жены художника, скульптора Нины Жилинской.
В основу произведения легло конкретное событие из личной жизни художника. У дома художника в Новобутаково машина сбила его собаку по прозвищу Чан.
На картине Жилинский изобразил себя ночью полуобнаженным с мертвым животным на руках. В просвете калитки также дан силуэт жены художника, скульптора Нины Жилинской.
Условность и конкретика сцены
Оставаясь в рамках задачи достоверного изображения места и ситуации события, Жилинский во многом усложняет жанр и содержание картины. Написав себя в полный рост, художник, тем не менее, вносит в автопортрет антипарадную интонацию. Задача изображения социальной стороны жизни героя замещается у Жилинского презентацией сложного психофизического состояния героя.
Художник также наполняет конкретную действительность картины символическим подтекстом, проводя параллель между собакой на руках и традиционным изображением мифа о "золотом руне".
Автопортрет и загадка названия
Одной из главных загадок произведения остается вопрос, почему художник не назвал картину впрямую автопортретом. Избегая очевидной идентификации между собой и художественным образом, Жилинский сумел перевести значение трагического события в универсальную категорию.
Эмоциональное содержание картины – тема личной и общечеловеческой драмы трактована художником одновременно как потеря, ведущая к слому личности, и как испытание, придающее силы.
Художник классического пространства
Уникальным приемом в произведениях Жилинского остается система, по которой он выстраивает иллюзию пространства в картине. Будучи учеником В.А.Фаворского и ориентируясь на композиционную систему Северного Возрождения, Жилинский, как правило, строит иллюзию многопланово, с помощью чего ему удается изобразить реальность в ракурсе, недоступном простому человеческому взгляду. Предельная детальность изображения также складываются у Жилинского с помощью использования темперы вместо масла, к которой художник обращается в 1964-1965 годах.
В коллекции Государственной Третьяковской галереи
Известно, что при жизни Жилинский принципиально отказывался расставаться с картиной, но говорил о том, что произведение может принадлежать собранию только музейного уровня. После приуроченного к 90-летию художника спец.проекта, картина перешла в коллекцию Государственной Третьяковской галереи, которая не раз возобновляла разговор о получении данного произведения в собрание.
Временно в 37 зале, а вскоре в 28 зале постоянной экспозиции, "Человек с убитой собакой" сейчас экспонируется среди работ художников послевоенного поколения, для которых был характерен выход за рамки официальной проблематики советского искусства и обращение к экзистенциальным вопросам личного пути и ответственности.
Текст: Евгения Яркова, научный сотрудник отдела живописи второй половины XX века
Комментарии
Отправить комментарий