Портреты XVIII века: Л. Каравак. Портрет Императрицы Анны Иоанновны. 1730.


Каравак Луи
Портрет императрицы
Анны Иоанновны
1730

Француз Луи Каравак был одним из многих иностранных мастеров, приехавших в Россию во времена Петра I. Он прожил здесь до конца своих дней, неизменно пользуясь расположением царствующих особ. При императрице Анне Иоанновне, он был назначен придворным художником. По словам современника, художник написал "так много больших и малых портретов этой монархини, что все стены в Петербурге кишели ими".


Коронационный портрет
Анны Иоанновны стал своего рода эталоном парадного императорского портрета в русском искусстве. Он обладает всеми, присущими этому жанру особенностями: большим форматом, декоративностью, монументальной статичной композицией. Особенно важную роль в портрете играет подробное и тщательное изображение атрибутов царской власти: короны, скипетра, державы, горностаевой мантии. Традиционно в больших парадных портретах используется очень низкая линия горизонта. Благодаря такому приему изображенная фигура кажется больше, монументальнее, зритель смотрит на нее как бы снизу вверх.

Лицо Анны невыразительно, впрочем, художник и не стремился передать особенности ее характера и индивидуальности, так как его основная задача состояла в прославлении государыни, демонстрации ее статуса. Сохранилось описание внешности Анны Иоанновны, сделанное княгиней Н.Б. Долгорукой: "
Престрашнава была взору, отвратное лицо имела, так была велика, кагда между кавалеров идет, всех галавою выше и чрезвычайно толста". ("Собственноручные записки княгини Н.Б. Долгорукой…"). При этом на портрете Анна изображена если и не красавицей, то вполне приятной и даже миловидной особой.

Комментарии