"Галерея для всех москвичей и всех русских людей...". Первые пристройки, первые посетители и гостевая комната для художников.
![]() |
П.М.Третьяков.1890-е гг |
В 1872 году Павел Михайлович решил сделать первую пристройку к дому - галерею только
для картин. Он боялся, что в доме может случиться пожар,-тогда картины
погибнут.
Галерею строил зять Третьяковых, архитектор Каминский. Часть
сада была вырублена, и в одно лето выросло двухэтажное здание с двумя обширными
залами. Все картины из жилого дома были перенесены в эти залы. В залах были
поставлены переборки, так как стен для картин уже не хватало.
Павел Михайлович в эти дни был очень доволен, часто приходил
из конторы поглядеть, как идет дело. В новые залы было устроено три входа:
один-со двора через сад для посетителей, другой-в нижнем этаже из внутренних
комнат самого Павла Михайловича и третий-во втором этаже из столовой для семьи
и гостей.
Итак, с 1873 года галерея была открыта для всех граждан, тогда как
прежде осмотр картин допускался лишь с особого разрешения Павла Михайловича. И
понятно: неудобно было пускать всех подряд в семейные комнаты дома.
Каждый посетитель входил с Лаврушинского переулка сначала во
двор, потом через калитку в сад, а из сада в галерею.
![]() |
В.Н.Третьякова.1880-е гг |
Картин в эти годы покупалось много. В нижнем этаже жилого
дома Павел Михайлович отвел одну из трех комнат для обработки картин перед тем,
как их вешать в галерее. В этой комнате картина вставлялась в раму, застеклялась, иногда промывалась…
Посетителей в галерее первое время было очень мало. Служащий впустит посетителя в галерею, а сам уйдет в комнату пригонять раму или еще что делать. Посетитель ходит по залам совсем один.
Перед уходом посетитель звонил у двери в колокольчик,
приходил служащий и выпускал его.
Прошло только 6 лет, и Павел Михайлович решил перестроить новые залы, потому что в них оказалось мало света. Опять во дворе, и в саду появилась масса кирпичей, бревен, извести. Зал верхнего этажа имел окна только под потолком.
А картины висели в
2-3 ряда, и свет из окон падал так, что трудно было рассмотреть верхний ряд.
Павел Михайлович распорядился заделать окна, а свет дать через стеклянный
потолок и стеклянную крышу.
Когда после перестройки картины опять были повешены, они
намного выиграли и место для развески картин увеличилось.
-Вот теперь у нас настоящая галерея, как я видел за
границей!-говорил хозяин, очень довольный перестройкой. Только опять тесно; уже
некуда вешать, скоро еще строить придется.
В самом деле, картин становилось больше и больше. Картины
скупались в Москве, в Петербурге; Павел Михайлович сам их привозил с выставок из
Петербурга, ему присылали из магазинов, иногда художники и владельцы приносили
сами.
![]() |
Верещагин Василий
Васильевич. 1880-е |
В доме Третьяковых и в галерее все чаще и чаще стали
появляться художники. Конечно, я тогда еще
многих не знал по имени, но видел, с каким почтением говорили о
художниках и сами хозяева, и служащие. Иногда для художников устраивались
вечеринки в доме; на вечеринках выступали музыканты и играла на рояле сама Вера
Николаевна.
В доме была отведена комната, где художники, приезжая в
Москву, могли жить. Летом, когда семья Третьяковых уезжала на дачу, художников
принимала моя мать, готовила им обед, ухаживала за ними.
В конце осени 1880 года на аукционе в Петербурге Третьяков
купил все коллекции Верещагина. По возвращению в Москву было решено делать еще одну новую
большую пристройку на месте сада. Нужно было
вырубать много деревьев.
Вера Николаевна и дочери очень сильно опечалились, что сад
погибнет.
Между супругами шел разговор:
-Где мы будем гулять? Где будут гулять наши дети?
А Павел Михайлович говорил:
-Места хватит, надо не только о себе заботиться, но и об
обществе-строить для всех москвичей и для всех русских людей. Я не для себя
одного стараюсь. Придет время, я отдам эту галерею Москве. А для детей устрою
сад поменьше.
Из воспоминаний Н.А.Мудрогеля "Пятьдесят восемь лет в Третьяковской галерее"
Комментарии
Отправить комментарий