"Галерея для всех москвичей и всех русских людей...". Первые пристройки, первые посетители и гостевая комната для художников.



П.М.Третьяков.1890-е гг
В 1872 году Павел Михайлович решил сделать первую пристройку к дому - галерею только для картин. Он боялся, что в доме может случиться пожар,-тогда картины погибнут.
Галерею строил зять Третьяковых, архитектор Каминский. Часть сада была вырублена, и в одно лето выросло двухэтажное здание с двумя обширными залами. Все картины из жилого дома были перенесены в эти залы. В залах были поставлены переборки, так как стен для картин уже не хватало.
Павел Михайлович в эти дни был очень доволен, часто приходил из конторы поглядеть, как идет дело. В новые залы было устроено три входа: один-со двора через сад для посетителей, другой-в нижнем этаже из внутренних комнат самого Павла Михайловича и третий-во втором этаже из столовой для семьи и гостей.
Итак, с 1873 года галерея была открыта для всех граждан, тогда как прежде осмотр картин допускался лишь с особого разрешения Павла Михайловича. И понятно: неудобно было пускать всех подряд в семейные комнаты дома.
Каждый посетитель входил с Лаврушинского переулка сначала во двор, потом через калитку в сад, а из сада в галерею. 
В.Н.Третьякова.1880-е гг
Картин в эти годы покупалось много. В нижнем этаже жилого дома Павел Михайлович отвел одну из трех комнат для обработки картин перед тем, как их вешать в галерее. В этой комнате картина вставлялась в  раму, застеклялась, иногда промывалась…

Посетителей в галерее первое время было очень мало. Служащий впустит посетителя в галерею, а сам уйдет в комнату пригонять раму или еще что делать. Посетитель ходит по залам совсем один.
Перед уходом посетитель звонил у двери в колокольчик, приходил служащий и выпускал его.

Прошло только 6 лет, и Павел Михайлович решил перестроить новые залы, потому что в них оказалось мало света. Опять во дворе, и в саду появилась масса кирпичей, бревен, извести. Зал верхнего этажа имел окна только под потолком.
А  картины висели в 2-3 ряда, и свет из окон падал так, что трудно было рассмотреть верхний ряд. Павел Михайлович распорядился заделать окна, а свет дать через стеклянный потолок и стеклянную крышу.
Когда после перестройки картины опять были повешены, они намного выиграли и место для развески картин увеличилось.

-Вот теперь у нас настоящая галерея, как я видел за границей!-говорил хозяин, очень довольный перестройкой. Только опять тесно; уже некуда вешать, скоро еще строить придется.
В самом деле, картин становилось больше и больше. Картины скупались в Москве, в Петербурге; Павел Михайлович сам их привозил с выставок из Петербурга, ему присылали из магазинов, иногда художники и владельцы приносили сами.

Верещагин Василий
Васильевич. 1880-е
В доме Третьяковых и в галерее все чаще и чаще стали появляться художники. Конечно, я тогда еще  многих не знал по имени, но видел, с каким почтением говорили о художниках и сами хозяева, и служащие. Иногда для художников устраивались вечеринки в доме; на вечеринках выступали музыканты и играла на рояле сама Вера Николаевна.

В доме была отведена комната, где художники, приезжая в Москву, могли жить. Летом, когда семья Третьяковых уезжала на дачу, художников принимала моя мать, готовила им обед, ухаживала за ними.
В конце осени 1880 года на аукционе в Петербурге Третьяков купил все коллекции Верещагина. По возвращению в Москву было решено делать еще одну новую большую  пристройку на месте сада. Нужно было вырубать много деревьев.

Вера Николаевна и дочери очень сильно опечалились, что сад погибнет.
Между супругами шел разговор:
-Где мы будем гулять? Где будут гулять наши дети?
А Павел Михайлович говорил:
-Места хватит, надо не только о себе заботиться, но и об обществе-строить для всех москвичей и для всех русских людей. Я не для себя одного стараюсь. Придет время, я отдам эту галерею Москве. А для детей устрою сад поменьше.  


Из  воспоминаний Н.А.Мудрогеля "Пятьдесят восемь лет в Третьяковской галерее"

Комментарии