Портреты XVIII века: В.Л.Боровиковский. Портрет Е.Г.Темкиной (1798)



В.Л.Боровиковский.
Портрет Е.Г.Темкиной (1798)

Этот портрет заинтриговывает зрителя сразу же, как только он узнает о происхождении его героини – Елизаветы Григорьевны Темкиной. Она была дочерью императрицы Екатерины II и светлейшего князя Григория Александровича Потемкина. По словам современников, Темкина "была подлинная дочь князя Потемкина, … походила на портреты князя".

Блестящий по мастерству исполнения, чуть более яркий и насыщенный по цвету, чем другие изображения томных красавиц, выполненные Боровиковским в 1790-е годы, выразительный по пластике, портрет был написан по заказу Александра Николаевича Самойлова, племянника Потемкина, в доме которого воспитывалась Темкина. Он писал: "Я хочу, чтобы списывал ее русский живописец Боровиковский. …пускай Елизавета Григорьевна была написана таким образом, чтобы шея была открыта, а волосы, растрепанные буклями лежали на оной без порядка".

Елизавета Григорьевна родилась в Москве, в Пречистинском дворце в июле 1775 года, во время празднования Кючук-Кайнарджийского мира, завершившего первую русско-турецкую войну. В 1794 году ее выдали замуж за богатого грека Ивана Христофоровича Калагеорги, приглашенного из Греции в свиту великого князя Константина Павловича для обучения его греческому языку. Судя по письмам Елизаветы Григорьевны, она была скромной женщиной и заботливой матерью, воспитавшей четырех сыновей и пятерых дочерей. При этом, из других источников известно, что она имела расточительный характер, часто материально нуждалась, хотя и обладала огромными поместьями на юге России.

Тема передачи портрета в Третьяковскую галерею возникла уже в 80-е годы XIX века, когда сын Темкиной, генерал-лейтенант Константин  Калагеорги послал из Херсона в Москву письмо с предложением: "Имея великолепный портрет моей матери работы знаменитого Боровиковского и не желая, чтобы это изящное произведений осталось в глуши Херсонских степей, я совместно с сыном моим, решились продать этот фамильный памятник и сделать его доступным, как для публики вообще, так в особенности для молодых художников и любителей живописи. Ваша галерея картин известна всем, а потому обращаюсь к вам с предложением, не угодно ли вам будет приобрести эту драгоценную вещь". В сопроводительном письме он писал: "Портрет имеет ценность историческую, так как мать моя родная дочь Светлейшего князя Потемкина-Таврического, а со стороны матери – тоже высокоозначенного происхождения. Она воспитывалась в Петербурге, в лучшем тогда пансионе Беккера и прямо из пансиона выдана замуж за моего отца, бывшего тогда товарищем детства Великого князя Константина Павловича и получила от Потемкина обширные поместья в Новороссийском крае». Однако покупатель и продавец портрета не сошлись в цене.

Уже внук Темкиной, мировой судья Николай Константинович снова пишет Третьякову: "Портрет моей бабушки имеет втройне историческое значение – по личности художника, по личности моей бабушки, и как тип красавицы восемнадцатого столетия, что составляет его ценность совершенно независимо от модных течений современного нам искусства". Но искусство XVIII столетия еще не было должным образом оценено во второй половине XIX века, и вновь портрет не попал в коллекцию Третьякова. Он оказался в Третьяковской галерее лишь в 1925 году в числе других произведений живописи из собрания московского коллекционера И.Е. Цветкова.

Комментарии