О художниках, народе, высочайших гостях и радушном приеме...


П
авел Михайлович старался воспитать всех сотрудников галереи так, что "картина – это самый священный предмет, а художники – самые достойные люди".

- Берегите произведения художников, как бережете свои глаза. Всегда слушайте, что говорят художники о картинах,-учил он нас,-слушайте, запоминайте и говорите мне. И вообще, слушайте, что говорят люди. Мне важно знать мнение всех…
Сам Павел Михайлович никогда не выходил из дома в галерею в те часы, когда там была публика, даже если там были его друзья или какие-либо знаменитые люди. За всю мою работу в галерее такого случая не было ни разу. Не появлялся даже и тогда, когда галерею посещали лица царской фамилии.

Великий Князь Сергей Александрович.
Парадный портрет.1990-е гг.
Особенно это часто случалось в те годы, когда генерал-губернатором Москвы был брат Александра III-Сергей Александрович Романов. Он гордился, что в Москве есть такая достопримечательность - картинная галерея – и привозил к нам своих гостей-иностранцев и родственников. И всякий раз спрашивал: "Где же сам Третьяков?"

А Павел Михайлович нам, всем служащим, раз и навсегда отдал строгий приказ: "Если предупредят заранее, что сейчас будут высочайшие особы,-говорить, что Павел Михайлович выехал из города. Если приедут без предупреждения и будут спрашивать меня,-говорить, что выехал из дома неизвестно куда."

В  конторе Павел Михайлович сидел как раз у окна, выходившего на дорожку, по которой проходили в галерею посетители. Он всех замечал: кто идет, сколько времени пробыл в галерее. Случалось, что посетитель войдет в вестибюль, спросит, с каких часов и до каких галерея открыта, и уйдет. Павел Михайлович тотчас пришлет за мной из конторы мальчика:
-Почему сейчас быстро ушел посетитель? Ему не понравилось?-
И опишет посетителя, как был одет, в какой шапке, бородатый или безбородый.
Очень он ревниво следил за этим.

Перов Василий Григорьевич
Приезд гуварнантки в купеческий дом
1866
Тогда в галерею приходила главным образом интеллигенция, студенты, ученики средних школ. Рабочих было очень мало, и Павел Михайлович очень радовался, когда видел, что идут рабочие. И вечером очень подробно расспрашивал меня, как вели себя рабочие, что говорили,  перед какими картинами особенно долго стояли, мимо каких прошли, мало обратив внимания.
-Я собираю это для народа, мне надо знать мнение народа,- говорил он нам нередко.
Тогда народу больше всего  было перед картинами Перова, Верещагина, Шишкина, Маковского, потом, по мере появления картин,-перед Репиным и Суриковым.
Вход был для всех бесплатный, каждого мы встречали радушно. Если нас спрашивали, мы старались дать самый подробный и самый вежливый ответ. Павел Михайлович внушал нам, что каждый , кто приходит в галерею,-его дорогой гость и его надо встретить именно как гостя.

Из  воспоминаний Н.А.Мудрогеля "Пятьдесят восемь лет в Третьяковской галерее".

Комментарии