![]() |
В.А.Серов.Портрет П.М.Третьякова.1899 |
Человек не получил никакого образования, а достиг того, что все русские
крупнейшие художники, писатели, ученые, артисты, композиторы, музыканты были
его знакомыми, он с ними вел переписку, они бывали у него в гостях. За время
1880-1898 годов я не знаю в Москве человека, равного ему по обширности своего
знакомства с лучшими людьми нашей страны.
Его уважали все, с кем он соприкасался. И художники, и
писатели, и артисты, и разные общественные деятели. Надо полагать, все
понимали, какое огромное национальное дело делает этот человек.
Это в наше время все знают: надо жить не только для себя, но и со всеми и для всех.
Это в наше время все знают: надо жить не только для себя, но и со всеми и для всех.
А когда начинал жизнь свою Павел Михайлович, такое сознание
только-только начинало пробуждаться. Он усвоил его и именно жил со всеми и для
всех, а не только для себя.
Уже в детстве он отличался величайшей скромностью, не любил
ничего шумного, крикливого, был замкнут, трудолюбив, аккуратен.
По обычаю московских купеческих семей, Третьяковы каждую
Троицу выезжали на гулянье в Сокольники всей семьей. Однажды, когда уже отец,
мать, сестры, брат сидели в экипаже, хватились, а Паши нет.
-Где Паша? Сейчас же отыщите Пашу!
Побежали искать.А Паша спрятался под лестницу в угол, притаился, не хотел, чтобы его возили в Сокольники на гулянье, напоказ.Отец у него был строгий, приказал немедленно садиться. И Паша сел, обливаясь молчаливыми слезами.
Побежали искать.А Паша спрятался под лестницу в угол, притаился, не хотел, чтобы его возили в Сокольники на гулянье, напоказ.Отец у него был строгий, приказал немедленно садиться. И Паша сел, обливаясь молчаливыми слезами.
Так всю жизнь он не любил показывать себя. Ни речей не
любил, ни торжеств никаких.
В доме у него была своя особая комната, но темная, даже без окон. Он
очень сердился, когда в эту комнату ходили без спросу.
Даже мать пускал неохотно. Белье на постели сменял сам.
В своей комнате он собирал книги, особенно любил книги с картинками, собирал лубочные
картинки. Книги он любил всю жизнь, ревниво берег их. А когда подрос, стал собирать гравюры,
рисунки, акварели.
Отец - человек, говорят, суровый и строгий - стал рано "приучать
его к делу", то есть заставлял сидеть в конторе за торговыми книгами,
наблюдать, как идет дело в амбаре, в магазинах, заставлял отпускать товар
оптовым покупателям. Уже тогда у Третьяковых была в Костроме льноткацкая и
льнопрядильная фабрика, но сравнительно маленькая, со старинными станками.
Когда Павел Михайлович и его брат Сергей Михайлович выросли, они взяли дело в
свои руки. Сергей Михайлович занялся расширением и улучшением фабрики, часто ездил
за границу, а Павел Михайлович вел все торговые и финансовые дела в Москве.
Надо полагать, что свои торговые дела братья вели удачно, потому что обороты их росли и особенно быстро расширялась костромская фабрика.
Надо полагать, что свои торговые дела братья вели удачно, потому что обороты их росли и особенно быстро расширялась костромская фабрика.
Между прочим, Павел Михайлович заставил изготовлять на своей
фабрике особый холст для художников. Холст получался не хуже заграничного, даже
с дрезденским спорил!
Тогда Третьяков почти ежегодно ездил за границу на два месяца, но почти исключительно с целью изучения музеев и посмотреть на культурную жизнь...
Тогда Третьяков почти ежегодно ездил за границу на два месяца, но почти исключительно с целью изучения музеев и посмотреть на культурную жизнь...
Из воспоминаний
Н.А.Мудрогеля "Пятьдесят восемь лет в Третьяковской галерее".
Комментарии
Отправить комментарий