![]() |
И.И.Левитан.
Над вечным покоем. 1894 |
"…В ней я весь, со всей своей
психикой, со всем моим содержанием, и мне до слез больно бы было, если бы она
миновала Ваше колоссальное собрание…" –
так охарактеризовал собственную картину И.И.Левитан в письме
П.М.Третьякову в 1894 году.
Она вобрала в себя многие размышления и чувства художника, став одним из центральных произведений в его творчестве. Емкость и глубина философского прочтения этой масштабной работы ставит Левитана в один ряд с великими мировыми мыслителями. 33-летний художник, как и многие его предшественники и современники, задается вопросом о смысле жизни, о месте человека в огромном мироздании, о быстротечности нашего земного пути и вечности природы. Впервые желание ответить на главные вопросы бытия прозвучало в пейзажной живописи.
![]() |
И.И.Левитан. Эскизы к картине "Над вечным покоем" |
Открывшийся художнику с
высокой точки вид на безбрежное водное пространство озера Удомля в Тверской
губернии захватил его, пленил величием и могуществом стихии. Дополнив
композицию увиденной ранее в Плёсе церковью Петра и Павла, мастер приступил к
работе над картиной. "Писал он ее с большим увлечением, – вспоминала С.П. Кувшинникова,
– всегда настаивал, чтобы я играла ему Бетховена, и чаще всего симфонию heroque с ее Marche funebre" ("Похоронный марш" -
прим.М.Ч.). Созданное под звуки драматических аккордов
полотно наполнено высокими нотами чувств и мыслей о судьбе человечества.
Свинцовая тяжесть неба, нависшего над
подернутой рябью гладью озера, согнувшиеся от порывов ветра деревья – все
сообщает пейзажу тревогу, неотвратимость предстоящей бури. Предгрозовое
состояние природы обращается настоящей симфонией скорби, обреченности. Изображенный
рядом с церковью погост олицетворяет собой вечный покой тех, кто уже прошел
свой жизненный путь, полный сомнений и душевных терзаний, внутренней борьбы и
пережитых страданий. Природа с прихотливостью своих состояний и проявлений
вторит судьбе человека, поглощенного могуществом стихии, осознающего свою
ничтожность по сравнению с ней.
![]() |
Софья
Петровна Кувшинникова. Фотография. 1880-е |
Это монументальное полотно, созданное в
1894 году, стало своеобразным итогом ежегодных
творческих поездок художника на Волгу в
сопровождении своих друзей - художника
А.С.Степанова и С.П.Кувшинниковой.
С Софьей
Петровной Кувшинниковой Левитана в 1887 году познакомил А.П.Чехов, пригласив
его на вечера "Салона Кувшинниковой", где собирались артисты, литераторы и художники Москвы того времени. Хозяйка
дома женщиной была незаурядной! По воспоминаниям современников Софья Петровна хоть
внешность имела грубоватую и красотой особой не отличалась, но как личность
была невероятно харизматичной и разносторонне одаренной.
Неординарность ее натуры зачастую проявлялась в дерзких, в ту эпоху, поступках – к примеру, она была одна из первых женщин, которые демонстративно стали носить брючный костюм!
Неординарность ее натуры зачастую проявлялась в дерзких, в ту эпоху, поступках – к примеру, она была одна из первых женщин, которые демонстративно стали носить брючный костюм!
Софья
Петровна была замужем за врачом пожарной
части – Дмитрием Петровичем Кувшинниковым. Их дом на Каланчевке был небогат, но
привлекал гостей царившей там творческой атмосферой и уютом. Изобретательность и выдумка хозяйки помогли превратить скромную
обстановку в нечто до крайности оригинальное. Столовая была обустроена в стиле а ля рус — со скамейками, рушниками, и
все с художественной резьбой и характерным русским орнаментом. Вместо штор в
гостиной висели рыболовные сети, вместо диванов стояли сундуки, прикрытые
коврами... А по дому ходил еще ручной журавль!!! Как вспоминала гостья Салона
Кувшинниковой: "Софья Петровна была ласкова, весела, ходила в каких-то
невероятных греческих хитонах или утрированно васнецовских шушунах и по вечерам играла Лунную сонату или
Appassionat’y, а Левитан слушал, жмурил
от удовольствия глаза и по своей привычке вздыхал…"
Вечерами дом наполнялся шумом и
весельем поклонников искусства и просто поклонников, и когда с дежурства приходил Дмитрий Петрович, жена
кидалась ему в объятия, целовала и
говорила всем: "Посмотрите! Какое благородное у него лицо!". Своего мужа Софья Петровна якобы на людях
очень любила и уважала, а он снисходительно относился к ее увлечениям, отпуская
ее каждое лето на этюды с Исааком Ильичом Левитаном. Дружба, переросшая вскоре
в сердечную привязанность, началась как раз с уроков живописи, которые Левитан
любезно согласился ей давать (Кстати, в собрании Третьяковской галереи хранятся
несколько картин Кувшинниковой). На
протяжении ряда лет (1887-1893) Софья Петровна была непременной спутницей
Левитана в его поездках по Волге и
заграничных путешествиях.
![]() |
Левитан. Фотография. 1890-е |
Двусмысленность этих отношений, вышедшая за
пределы досужих разговоров, была описана А.П.Чеховым в рассказе "Попрыгунья". Узнаваемость персонажей была поразительной,
даже Алексей Степанович Степанов, иногда выезжавший с Левитаном и
Кувшинниковой, был колоритно выписан прозаиком в образе Корастылева, который
всегда от волнения без конца застегивал и расстегивал свой сюртук! (-
Характерный для Степанова жест не мог быть не угадан современниками).
Напечатанный в январе 1892 года в журнале "Север" рассказ послужил причиной многолетней ссоры между писателем и художником. Чехов отшучивался перед обществом: "Моя Попрыгунья хорошенькая, а ведь Софья Петровна не так уж красива и молода". Это не сильно извиняло его в глазах оскорбленного Левитана, и на несколько лет общение между ними было прекращено. Наблюдая, как каждый тяжело переживает этот разрыв отношений, Т.Л.Щепкина- Куперник помирила Левитана и Чехова.
Щепкина-Куперник Татьяна Львовна, а не Т.В.:)))
ОтветитьУдалитьА почему дом на Каланчевке?
Они жили же в доме в Хитровском пер.