М.А.Врубель.
Царевна-Лебедь. 1900 Государственная Третьяковская галерея |
Картина "Царевна -Лебедь" была написана Михаилом
Александровичем Врубелем (1856-1910) в 1900 году. Это полотно стало
своеобразным творческим итогом работы художника над созданием эскизов декораций
и костюмов для оперного спектакля "Сказка о царе Салтане" на музыку Н.А.
Римского-Корсакова по одноименному произведению А.С.Пушкина. Партию "Царевны-Лебедь" исполняла жена Врубеля – Надежда Ивановна Забела-Врубель,
запечатленная художником в сценическом костюме, исполненном по его рисункам.
Н.А.Забела-Врубель в образе Царевны-Лебедь. 1900-е |
Михаил Александрович часто посещал репетиции спектаклей, вел
переписку с композитором, с которым познакомился в 1898 году. Спектакль был
поставлен в 1900 году для Русской Частной оперы Саввы Ивановича Мамонтова –
известного мецената, покровителя искусств, организатора Абрамцевского
художественного кружка.
Театральная сцена служила уникальной площадкой для синтеза искусств - литературы, музыки и живописи. Словно дополняя друг друга, литературное произведение, живописное полотно или декорация становятся немыслимы без аккомпанемента удивительных мелодий, нежных звуков голоса или пластичных танцев. Неразрывное существование и взаимопроникновение искусств рождают в зрителе сильное художественное впечатление, вызывая чувство восхищения и преклонения перед прекрасным.
Театральная сцена служила уникальной площадкой для синтеза искусств - литературы, музыки и живописи. Словно дополняя друг друга, литературное произведение, живописное полотно или декорация становятся немыслимы без аккомпанемента удивительных мелодий, нежных звуков голоса или пластичных танцев. Неразрывное существование и взаимопроникновение искусств рождают в зрителе сильное художественное впечатление, вызывая чувство восхищения и преклонения перед прекрасным.
Спектакль "Сказка о
царе Салтане" - пример подобной гармонии.
Обращение
к богатому миру русских сказок, преданий, былин было одной из главных тем
искусства рубежа 19 – 20 веков. Неслучайно, композитором многих спектаклей
Частной оперы был Н.А.Римский-Корсаков. Нарядность его музыкального строя
словно уносят нас в волшебную страну царя Салтана, на сказочный остров князя
Гвидона.
Чудесный голос Забелы-Врубель будто становится незримым героем полотна. Растворяясь в сиянии жемчужин, в серебряных нитях убора, "Царевна-Лебедь" пленяет музыкальностью своего образа. Художник погружает зрителя в мир мечты, призрачной и ирреальной. Прозрачность газовой фаты, хрупкость силуэта, чарующий взгляд серых глаз, мерцающих ледяным светом, завораживают. Игра предзакатного солнца, разноцветными бликами переливающаяся в драгоценных камнях перстней, отражающаяся яркими пятнами на белоснежных крыльях – это последние лучи догорающего вечера. Врубель изобразил Царевну вполоборота к зрителю, словно она обернулась на прощанье. Миг – и Царевна уплывет, миг – и она исчезнет, растворится в безмятежной глади синего моря.
Чудесный голос Забелы-Врубель будто становится незримым героем полотна. Растворяясь в сиянии жемчужин, в серебряных нитях убора, "Царевна-Лебедь" пленяет музыкальностью своего образа. Художник погружает зрителя в мир мечты, призрачной и ирреальной. Прозрачность газовой фаты, хрупкость силуэта, чарующий взгляд серых глаз, мерцающих ледяным светом, завораживают. Игра предзакатного солнца, разноцветными бликами переливающаяся в драгоценных камнях перстней, отражающаяся яркими пятнами на белоснежных крыльях – это последние лучи догорающего вечера. Врубель изобразил Царевну вполоборота к зрителю, словно она обернулась на прощанье. Миг – и Царевна уплывет, миг – и она исчезнет, растворится в безмятежной глади синего моря.
"Царевна - Лебедь" -
удивительный миг, на веки остановленный кистью художника.
Большое спасибо составителям статьи!
ОтветитьУдалить