![]() |
Левитан Исаак Ильич
1879Осенний день. Сокольники |
Третьяков никогда не делал, как другие собиратели: купит
картину, а потом – прощай, художник! Нет. Он всегда интересовался художником:
что он пишет, как живет. Постоянно бывая на ученических выставках, он
знакомился с молодыми художниками еще на школьной скамье, покупал их ранние
работы. У Левитана он купил несколько работ, когда тот еще был в школе
живописи. И у многих покупал, совсем в те годы юных, у Архипова, Нестерова.
-А зачем вам такая слабая работа? – иногда упрекали Павла
Михайловича опытные художники.
Особенно много разговоров вызвала первая купленная у
Левитана работа "Сокольники. Осенние листья". Не всем эта вещь нравилась. Но
Третьяков отвечал, что если она сейчас не представляет особенного интереса, то
он видит и чувствует, что в этом художнике есть талант. Так он часто говорил и
про других начинающих художников.
Павел Михайлович сильно заботился о талантливой молодежи. Он
помогал и деньгами и советами. Если случалось, что ученик школы живописи
нуждается или не имеет чем уплатить за право учения, профессора обычно
направляли его к Третьякову со своими записками. И Третьяков немедленно давал
деньги. Известный ныне художник Струнников вспоминает, как он, нуждаясь,
обращался к Третьякову за помощью. Третьяков тотчас помог. Или другой художник
–Пчелин - вспоминает, как мать его привела, двенадцатилетнего мальчика к
Третьякову: "Вот малый бесперечь рисует. Мне посоветовали обратиться к вам, не
поможете ли определить его в художественное училище." Третьяков посмотрел
рисунки Пчелина и помог определить его в училище.
Обращались к нему многие за советом, стоит ли им заниматься
живописью и рисованием. Третьяков внимательно рассматривал работы начинающих
художников, иногда советовал продолжать и всячески помогал, следил за развитием
таланта. Иногда жа категорически советовал бросить напрасный труд. Его
племянник – сын Сергей Михайловича-тоже было возымел желание сделаться
художником и некоторое время занимался
рисованием. Павел Михайлович очень
внимательно следил за его работами, потом сказал:
-Брось! Ничего не выйдет…
Для молодого художника было уже громадным успехом, если его
картина приобретена Третьяковым.
Художник Первухин написал картину "Зима" и послал ее на выставку. Когда она
появилась на выставке, Третьяков приобрел ее, а в таких случаях на картине
тотчас вешался ярлычок: "Приобретено П.М.Третьяковым".
![]() |
К.Первухин. Зимний вечер (Зима), (1888) |
Явился автор картины, увидел эту записку и снял ее: не поверил! Приходит заведующий выставкой,
видит, ярлычка нет, и делает другой. Первухин возвращается и во второй раз
видит надпись: "Приобретено". Он нашел к заведующему проверить, и оказалось,
что это верно.
А он жил не в своей квартире, а у своего дяди. Обстановка,
очевидно, была небогатая, и он со своими полотнами дяде мешал, и дядя частенько
ему говорил:"Что ты , Константин, этим делом занимаешься? Лучше бы занялся
чем-нибудь другим. Таких картин, какие покупает Третьяков, мы от тебя не
дождемся."
И когда оказалось, что Третьяков купил его картину, Первухин прилетел на квартиру и завертелся
по комнате колесом. Дядя спросил с испугом: "Что случилось?" А он кричит: "Мою
картину Третьяков купил!" Вот так высоко ценили художники Третьяковскую
галерею.
А Третьяков, замечая молодого художника, потом уже всю жизнь
не выпускал его из вида: переписывался с ним, навещал его, если он жил в Москве
или в Петербурге, старался увидеть каждую его новую работу и приобретал все
лучшее. Так, с первых шагов он следил за работами Нестерова, Малютина,
Архипова, братьев Коровиных, Серова, С.Иванова и множества других.
Из воспоминаний
Н.А.Мудрогеля "Пятьдесят восемь лет в Третьяковской галерее".
Комментарии
Отправить комментарий