![]() |
М.А.Врубель. Гадалка. 1895. Третьяковская галерея |
Выразительный взгляд "Гадалки", запечатленный на полотне М.А.Врубелем, вот уже более века завораживает многочисленных зрителей в залах Третьяковской галереи. Эта
работа, исполненная художником в 1895
году под впечатлением от постановки оперы Ж.Бизе "Кармен" на сцене Русской
Частной оперы, пленяет не только таинственностью самого образа цыганки, но
имеет и свою любопытную историю
создания.
Загадочное
творчество художника будто бы во все времена ускользало от понимания публики,
вызывая то ее восторг, то неприятие - как и его работы, сам Врубель отличался
особым характером, судьбой.
"Вошел
стройный <...> блондин, щеголевато одетый. Запомнилось хорошо, что он был
обут как альпинисты, в высоких чулках. По наружности своей он нисколько не
походил на художника" - таким было первое появление Михаила Александровича
Врубеля (1856-1910) в подмосковном имении Мамонтовых - "Абрамцево". Как
отмечали современники, он был "отрешенным от жизни человеком". Получив помимо
художественного образования – дипломы юридического и историко-филологического
факультетов Санкт-Петербургского университета, Врубель в совершенстве владел
восемью иностранными языками, разбирался
в философии. Друг художника – Коровин,
называл его за исключительные знания и возвышенность мыслей "устремленным в
небеса".
![]() |
М.А.Врубель. Фотография. 1890-е |
Наблюдая за своим другом, Коровин писал: "Чем более жили мы с Врубелем, тем более я убеждался, что он нездешний жилец, что он пришел к нам откуда-то, издалека, и что вся бездна глубины души его нездешняя, что он пришелец, мимоходом проходящий по путям нашей жизни. Порой внешне он казался таким же, как и все… Он мог дружить со всеми. В ресторанах он мог часами разговаривать с метрдотелем, с промотавшимся игроком, с каким-нибудь помещиком или персидским ханом, с самим содержателем трактира “Теремок” в Сокольниках. Но однажды, познакомившись у меня с Поленовым, он промолчал целый вечер".
М.В.Нестеров назвал Врубеля "пушкинской Русалочкой: "что такое деньги, я не знаю". Друг так вспоминал о нем: "он, такой странный, неожиданный, совершенно бескорыстный, когда получал что-либо от кого-либо, спешил поскорее все истратить".
![]() |
М.А.Врубель. Декоративные панно
для готического кабинета А.В.Морозова. 1896.
Триптих "Фауст" -"Мефистофель и ученик",
"Маргарита", "Фауст"
|
"Как я счастлив. Я испытываю чувство богатого человека. Посмотрите, как хорошо
все настроены и как рады!"
Этот обед стоил художнику более этих 5000 рублей, и чтобы до конца за него расплатиться Врубелю пришлось потом еще 2 месяца усиленно работать.
Этот обед стоил художнику более этих 5000 рублей, и чтобы до конца за него расплатиться Врубелю пришлось потом еще 2 месяца усиленно работать.
Тем не менее, Коровин, отмечая странное, "отрешенное" от жизни состояние Врубеля, признавал его талант и упрекал многих в жестком отношении к его гениальности. Именно Коровин ввел Врубеля в художественные круги Москвы 1890-х годов, познакомил с В.Д. Поленовым, В.М.Васнецовым, М.В.Нестеровым, В.А.Серовым. Сблизившись с С.И. Мамонтовым, Врубель стал членом Абрамцевского кружка и активно работал в абрамцевской гончарной мастерской. Оказавшись в театральных закулисьях Русской Частной оперы, также организованной С.И.Мамонтовым, он встречает там свою будущую жену – певицу Н.И.Забелу-Врубель, запечатленную им в нетленном образе "Царевны-Лебедь".
Покровительство Мамонтова помогает Врубелю экспонировать отвергнутые
цензурой монументальные панно "Микула Селянинович" и "Принцесса Грёза" на
Всероссийской Художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде в 1896
году, в специально построенном для них павильоне.
Сейчас мозаики, сделанные с этих панно, украшают
фризы московской гостиницы "Метрополь".
Несмотря на резкую критику своих работ, Врубель не стал злым, оставался всегда остроумным, много смеялся. "Временами Врубель, конечно, сердился. Но – странная вещь! – чаще на плохо пришитую пуговицу, чем на не понравившуюся ему мысль или неприятное в человеке… Когда ему бывали неприятны чьи-нибудь слова, он опускал голову и торопился перевести разговор на другую тему. Он никогда не спорил с художниками. При Репине, Васнецове, Сурикове, встречаясь у Мамонтова, он обычно не участвовал в общей беседе. Во время подобных встреч – на людях – он выглядел иностранцем, чужаком, появившемся в русской среде откуда-то со стороны…"
![]() |
Гостиница "Метрополь". Мозаичный фриз М.А.Врубеля "Принцесса Греза". Современный вид. |
Так, в 1895
году появилась картина "Гадалка"!
Комментарии
Отправить комментарий