Михаил Нестеров о своих воспоминаниях...

Михаил Нестеров. Фотография.
1938–1939, Москва
Государственная Третьяковская галерея
Кто не знает, что "воспоминания", "мемуары" - удел старости. Старость редко откликается на новизну. Она живет прошлым.

Время, прожитое мной, было богато событиями, замечательными людьми. Многих из них я видел, встречал, знал лично – Л.Толстой, Тургенев, Островский, Соловьев, Ключевский, Победоносцев, Менделеев, Чехов, Горький, Мусоргский, Чайковский, Рубинштейн, Ермолова, Стрепетова, Шаляпин. Художники: Крамской, Ге, Перов, Верещагин, Репин, Суриков, Васнецов, Левитан, Врубель, Серов и многие другие были моими современниками.

Я прожил три царствования. Мое искусство дало мне возможность знать кое-кого из Царской фамилии. Я был свидетелем нескольких войн и, наконец, двух революций.
В воспоминаниях, как и в своем искусстве, я останусь совершенно искренним, правдивым. Буду говорить так, как понимал окружающее в те далекие теперь дни, нисколько не претендуя на "непогрешимость". Предвижу, что мне не раз придется переступить за пределы своей специальности – Искусства. Моя природа художника была отзывчива на события, дела, людские поступки, на слышанное и виденное, на лично мною пережитое… Думается, что я родился художником.
Лучшее, так сказать "праздничное" мое "Я" останется в моих картинах, "будничное" - в воспоминаниях.

Искусство было единственным, истинным моим призванием. Вне его я себя не мыслил. Оно множество раз меня спасало от ошибок, увлечений. В художестве, в темах своих картин, в их настроениях, в ландшафтах и образах я находил "тихую заводь", где отдыхал сам и, быть может, давал отдых тем, кто его искал. Беспокойный человек думал найти покой в своих картинах, столь непохожих на него самого.

Я мечтал быть свободным художником… Чего не находил в жизни, пополнял воображением, мало заботясь, поймут ли меня и "что скажут", причислят ли меня к "реалистам" или к "мистикам", к "консерваторам" или "либералам". Я избегал и не любил изображать "сильные страсти", предпочитая им наш тихий пейзаж, умиротворенного человека…


Из вступительной части к воспоминаниям Михаила Нестерова,  написанных им во второй половине 1920-х годов и не предназначавшихся для публикации при жизни автора. Текст воспроизводится по изданию: Михаил Нестеров. О пережитом. 1862-1917 гг. Воспоминания. - М.: Молодая  гвардия, 2006. С. 29-30.

Комментарии