Поленов и ученики: "молодые художники попадали в мир возвышенной красоты и искусства..."

В.Д.Поленов. Фотография. 1880-е
Возглавивший в 1884 году после ухода А.К.Саврасова пейзажный класс Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Поленов стал любимым преподавателем молодых художников.  Получив серьезное университетское образование, Поленов, как немногие из русских художников, в совершенстве владел несколькими иностранными языками, много путешествовал. Как вспоминал о его появлении в мастерской один из учеников С.А.Виноградов: "Поленов, корректный, застегнутый на все пуговицы, как будто и внутренне застегнутый наглухо, казался холодным, сдержанным, подчеркнуто воспитанным и точно отчужденным от всех". Василий Дмитриевич выделялся среди преподавателей Училища даже внешне: всегда подтянутый, опрятно одетый, с вежливым обращением  к ученикам на "Вы", по словам другого ученика  А.Я.Головина, он располагал к себе как человек "всесторонне образованный, культурный, внимательный и сердечный".
Продолжая, как и свой предшественник Саврасов, воспитывать возвышенное, поэтическое отношение к природе у учеников, Поленов стал больше обращать их внимание на проблемы колорита и  технику живописи,  заложив тем самым основы пленэрно-импрессионистической традиции в русском искусстве. По верному замечанию  И.С.Остроухова, опытный педагог открыл "русскому художнику тайну новой красочной силы и пробуждал в нем смелость такого обращения с краской, о которой он раньше не помышлял". Более того для своих учеников  он стал устраивать в собственном доме воскресные рисовальные вечера, где молодые художники  исполняли  наброски и этюды с позировавших натурщиков, или рисовали друг с друга. Сопровождаемые общением и  обсуждением замыслов будущих картин, "поленовские" вечера
художественно обогащали молодых живописцев.   
Группа учеников МУЖВЗ – участников первых
ученических выставок 1878-1880 гг. (И.И.Левитан –
стоит третий слева, около него внизу- К.А.Коровин).
Фотография. ОР ГТГ

В этом двухэтажном особняке Фроловой в Кривоколенном переулке с красивой мебелью, развешенными на стенах картинами, обширной библиотекой и коллекциями античных древностей (который собирал отец художника Д.В.Поленов во время его дипломатической службы   в Греции),  молодые художники попадали в мир возвышенной красоты и искусства. "У Поленова в большой комнате, - писал К.А.Коровин, -  было особенно нарядно. Висели старые восточные материи, какие-то особенные кувшины, оружие, костюмы. Все это он привез с Востока. Это все было так непохоже на нашу бедность. И когда я возвращался домой, контраст с моей комнатой в Сущеве бы велик и резок".

Именно от Поленова студенты впервые услышали о французских импрессионистах, познакомились по фотографиям с  картинами  современных зарубежных  мастеров и по рекомендации учителя имели возможность познакомиться с коллекциями западноевропейского искусства С.М.Третьякова, располагавшейся в его доме на Пречистенском (ныне Гоголевском) бульваре, и  М.П.Боткина – на Покровке, где молодые художники увидели впервые  пейзажи К.Коро, Ш.Добиньи и других барбизонцев, изысканные произведения  М.Фотуни, шедевр Ж.Бастьен-Лепажа картину "Деревенскую любовь" (1882, ГМИИ), а также полотно П.Даньян-Бувре "Благословение новобрачных" (1880-1881, ГМИИ).

Ж.-Б.Лепаж. Деревенская любовь. 1882. ГМИИ им.
А.С.Пушкина

Из всех студентов, учившихся в пейзажной мастерской,  Поленов, с особой душевной теплотой  отнесся к Коровину.  Начиная с 1885 года учитель и ученик вместе работали на пленэре, Коровин даже позировал ему для картины "Христос и грешница" (1887, ГРМ).  Вся семья Поленовых окружила "Костеньку" любовью и заботой, словно заменив ему рано ушедших из жизни родителей.  Жена Поленова -  Наталья Васильевна Якунчикова и его сестра Елена Дмитриевна, сами будучи художницами,  следили за творческим становлением молодого Коровина, переживая за успехи и неудачи его работ на первых ученических выставках. Из семейной переписки мы узнаем об этом времени: "Коровин очень доволен, что попал к нам, работает с увлечением и, кажется, у него начинают открываться глаза, видит, в чем состоят его главные недостатки в живописи, – в общем очень милый, симпатичный, деликатный малый, натура нежная и тонкая, из таких, которых страшно легко может сломить мало-мальски черствая обстановка жизни…"
Летние месяцы  1887 и 1888 годов, проведенные в Жуковке – подмосковном имении Поленовых, стали одними из самых плодотворных в творчестве молодого художника. Коровин создал здесь свои первые многофигурные картины – "За чайным столом", "Настурции" (обе - 1888, Музей-заповедник "Поленово"), где изобразил "домашних" и гостей Жуковки. Поленов, борясь по его выражению с постоянными "недописками и недохватками" в живописи Коровина, заставлял своего ученика более серьезно подходить к сочинению своих работ, тщательнее работать над созданием композици и иметь как можно больше натурного материала. Так, для одного из подготовительных этюдов к картине  "В лодке" (1888, ГТГ), где Коровин запечатлел себя в романтическом образе с Марией Якунчиковой, которой симпатизировал, Поленов, не жалея собственного времени, позировал своему ученику (этюд находится в частном собрании).

На протяжении всей жизни сохранится любовь между Коровиным и семьей Поленовых.  Согласно воспоминаниям домочадцев,  незадолго до смерти Василий Дмитриевич попросил принести ему "этюд с речкой" кисти Коровина и повесить рядом на стену. 

Комментарии