![]() |
В.Д.Поленов.
Фотография. 1880-е |
Возглавивший
в 1884 году после ухода А.К.Саврасова пейзажный класс Московского училища
живописи, ваяния и зодчества, Поленов стал любимым преподавателем молодых
художников. Получив серьезное
университетское образование, Поленов, как немногие из русских художников, в совершенстве владел несколькими
иностранными языками, много путешествовал. Как вспоминал о его появлении в
мастерской один из учеников С.А.Виноградов: "Поленов, корректный, застегнутый
на все пуговицы, как будто и внутренне застегнутый наглухо, казался холодным,
сдержанным, подчеркнуто воспитанным и точно отчужденным от всех". Василий
Дмитриевич выделялся среди преподавателей Училища даже внешне: всегда
подтянутый, опрятно одетый, с вежливым обращением к ученикам на "Вы", по словам другого ученика
А.Я.Головина, он располагал к себе как
человек "всесторонне образованный, культурный, внимательный и сердечный".
Продолжая,
как и свой предшественник Саврасов, воспитывать возвышенное, поэтическое
отношение к природе у учеников, Поленов стал больше обращать их внимание на
проблемы колорита и технику
живописи, заложив тем самым основы
пленэрно-импрессионистической традиции в русском искусстве. По верному
замечанию И.С.Остроухова, опытный
педагог открыл "русскому художнику тайну новой красочной силы и пробуждал в нем
смелость такого обращения с краской, о которой он раньше не помышлял". Более
того для своих учеников он стал
устраивать в собственном доме воскресные рисовальные вечера, где молодые
художники исполняли наброски и этюды с позировавших натурщиков,
или рисовали друг с друга. Сопровождаемые общением и обсуждением замыслов будущих картин, "поленовские" вечера
Группа
учеников МУЖВЗ – участников первых ученических выставок 1878-1880 гг. (И.И.Левитан – стоит третий слева, около него внизу- К.А.Коровин). Фотография. ОР ГТГ |
Именно
от Поленова студенты впервые услышали о французских импрессионистах,
познакомились по фотографиям с
картинами современных
зарубежных мастеров и по рекомендации
учителя имели возможность познакомиться с коллекциями западноевропейского
искусства С.М.Третьякова, располагавшейся в его доме на Пречистенском (ныне
Гоголевском) бульваре, и М.П.Боткина –
на Покровке, где молодые художники увидели впервые пейзажи К.Коро, Ш.Добиньи и других
барбизонцев, изысканные произведения
М.Фотуни, шедевр Ж.Бастьен-Лепажа картину "Деревенскую любовь" (1882,
ГМИИ), а также полотно П.Даньян-Бувре "Благословение новобрачных" (1880-1881,
ГМИИ).
![]() |
Ж.-Б.Лепаж.
Деревенская любовь. 1882. ГМИИ им. А.С.Пушкина |
Летние
месяцы 1887 и 1888 годов, проведенные в
Жуковке – подмосковном имении Поленовых, стали одними из самых плодотворных в
творчестве молодого художника. Коровин создал здесь свои первые многофигурные
картины – "За чайным столом", "Настурции" (обе - 1888, Музей-заповедник "Поленово"),
где изобразил "домашних" и гостей Жуковки. Поленов, борясь по его выражению с
постоянными "недописками и недохватками" в живописи Коровина, заставлял своего
ученика более серьезно подходить к сочинению своих работ, тщательнее работать
над созданием композици и иметь как можно больше натурного материала. Так, для
одного из подготовительных этюдов к картине "В лодке" (1888, ГТГ), где Коровин запечатлел себя в романтическом
образе с Марией Якунчиковой, которой симпатизировал, Поленов, не жалея
собственного времени, позировал своему ученику (этюд находится в частном
собрании).
На протяжении всей жизни сохранится
любовь между Коровиным и семьей Поленовых.
Согласно воспоминаниям домочадцев,
незадолго до смерти Василий Дмитриевич попросил принести ему "этюд с
речкой" кисти Коровина и повесить рядом на стену.
Комментарии
Отправить комментарий