К 165-летнему юбилею выдающегося живописца Виктора Михайловича Васнецова: художник – сказочник, певец старорусского быта, реформатор монументального религиозного искусства...
![]() |
В.М.Васнецов. Автпортрет. 1873 |
" - Послушайте, зачем Вам быть священником? Ведь
священников, православных и католических, хороших и плохих, и без вас много, а
вот людей с такими большими художественными способностями, как у Вас, и хороших
художников немного. Бросьте Вы нашу семинарию, поезжайте в Питер и поступайте в
Академию Художеств. Это Ваше настоящее дело!" – так ссыльный польский художник
Эльвиро Андриолли убеждал своего
помощника по росписи храма в с.Рябово Виктора Васнецова, юного семинариста.
С этого
начала слагаться творческая биография выдающегося живописца
Виктора Михайловича Васнецова, чей 165-летний юбилей мы празднуем сегодня, 15
мая 2013 года! Художник – сказочник,
певец старорусского быта, реформатор монументального религиозного искусства,
Виктор Михайлович в жизни был невероятно простым и обаятельным человеком.
Еще
робким юношей приехав в Петербург и сдав все экзамены в Академии Художеств, он побоялся
зайти в Канцелярию, чтобы узнать результаты
своего поступления. Как художник
вспоминал в старости: "..уж очень важными особами казались мне тогда все эти
чиновники и простые служители и сторожа, все в расшитых золотом мундирах!"
Лишь через год, вновь подав документы на поступление, ему сказали, что он
зачислен еще в прошлом году! Вся природная скромность и деликатность Виктора
Михайловича Васнецова сказалась в этом эпизоде его жизни.
С развитием живописного таланта, все возрастающей славой мастера и признание за ним определенного стиля в искусстве – "васнецовского" , Виктор Михайлович к своим успехам относился более чем сдержанно. На восторженные отклики публики и сравнения его произведений с работами Рафаэля, русский художник, отшучиваясь, говорил: "Ну, где уж там – Рафаэль, хоть бы Корреджо-то быть".
"Характер у Васнецова был живой, общительный", - вспоминал о нем современник. "Любил он пошутить, и когда был в ударе, сыпал остротами, как из рога изобилия. Шутки его над ближними были всегда безобидны. Комизм их заключался в неожиданности и в том, что сам он сохранял при этом серьезный вид". На домашних спектаклях в доме Мамонтова он блистал в своих сценических образах – самым удачным и запоминающимся для абрамцевской
молодежи оказалась исполненная им роль Деда Мороза в постановке "Снегурочка". Сам, высокий типичный северянин - вятич, по воспоминаниям современников имел "иконописную внешность", "с рыжевато-светлыми волосами, висящими словно мочалки по бокам длинного, скорее красивого лица, с прямо глядящими на вас глазами. Голос гнусавый и говор совсем особенный". В доме Третьяковых прислуга прозвала его "дровосеком" и "лесовиком", а вот одной из дочерей показался "лешим".
С
семейством Третьяковых у Васнецова были теплые отношения, исполненные взаимного
уважения и интереса друг к другу. Виктор Михайлович был частым гостем дома в
Толмачах, в разговорах был предельно
открыт и искренен, охотно говорил о своих планах и мечтах. Большим подарком для
Васнецова – страстного любителя музыки всегда была игра на рояле дочери
Третьякова – Веры Павловны, ставшей прообразом героини полотна "Иван Царевич на Сером
волке" (1889, Третьяковская галерея). Когда она вышла замуж за выдающегося
пианиста и дирижера Александра Ильича
Зилоти (кстати, открывшего в свое время
талант юного С.В.Рахманинова) Васнецов с упреком сказал 20-летней Вере Павловне: "А я думал, что Вы любите
музыку больше всего на свете; а вот вы любите музыканта и изменяете своей
музыке. Это - великое разочарование! Я
не хочу Вас больше видеть!".
С развитием живописного таланта, все возрастающей славой мастера и признание за ним определенного стиля в искусстве – "васнецовского" , Виктор Михайлович к своим успехам относился более чем сдержанно. На восторженные отклики публики и сравнения его произведений с работами Рафаэля, русский художник, отшучиваясь, говорил: "Ну, где уж там – Рафаэль, хоть бы Корреджо-то быть".
"Характер у Васнецова был живой, общительный", - вспоминал о нем современник. "Любил он пошутить, и когда был в ударе, сыпал остротами, как из рога изобилия. Шутки его над ближними были всегда безобидны. Комизм их заключался в неожиданности и в том, что сам он сохранял при этом серьезный вид". На домашних спектаклях в доме Мамонтова он блистал в своих сценических образах – самым удачным и запоминающимся для абрамцевской
молодежи оказалась исполненная им роль Деда Мороза в постановке "Снегурочка". Сам, высокий типичный северянин - вятич, по воспоминаниям современников имел "иконописную внешность", "с рыжевато-светлыми волосами, висящими словно мочалки по бокам длинного, скорее красивого лица, с прямо глядящими на вас глазами. Голос гнусавый и говор совсем особенный". В доме Третьяковых прислуга прозвала его "дровосеком" и "лесовиком", а вот одной из дочерей показался "лешим".
![]() |
В.М.Васнецов. Иван царевич на Сером волке 1889 |
Переехав
в Киев в связи с росписями Владимирского собора, общение между семьями
Васнецова и Третьякова не прекращается,
в обширной переписке звучат многочисленные слова сочувствия и поддержки
в трудные минуты и желание поделится
случившимися радостными событиями. Неоднакратно Васнецов пишет о том, как ему не
хватает музыки: "Тоскую <…> о музыке, иногда очень и очень хочется
послушать Бетховена или Баха, или Моцарта из хороших рук!" - писал он в октябре
1885 года. Или в декабре того же года: "Как бы было хорошо для меня теперь
слушать великую музыку. Как я рад был теперь приютиться у печки между двумя
столиками (моё обыкновенное место) и слушать Баха, Бетховена, Моцарта, слушать
и понимать, что волновало их душу, радоваться с ними, страдать, торжествовать;
понимать великую эпопею человеческого духа, рассказанную их звуками….музыкой
можно лечиться!"
Сам Васнецов не владел
музыкальными инструментами и не пел. Только у себя дома, работая над картиной
"Богатыри" (1881- 1898, Государственная Третьяковская галерея), иногда
увлекался и начинал что-нибудь напевать – сначала тихо, а потом все громче и
громче. Виктор Михайлович над этой своей
слабостью иронизировал и однажды рассказал забавный случай из жизни: "Работаю
я, работаю и незаметно для самого себя распелся. А маленький Миша (сын художника
– прим. М.Ч.) шести лет, игравший тут
же, в углу, подходит ко мне и совершенно серьезно говорит: "Папа, не пой. Когда ты поешь, мне делается страшно!"
![]() |
В.М.Васнецов. Богатыри. 1881-1898 |
Любопытно представить себе атмосферу мастерской в доме-тереме Васнецова
(построенного по собственному проекту художника в 1894 году), где и произошел
этот забавный эпизод. Поднявшись по винтовой лестнице в обширную
комнату с верхним светом, мы до сих пор можем почувствовать обаяние описанной
сцены – старинные сундуки и резные лавочки,
букеты сухоцветов и огромный аквариум с золотыми рыбами; древние иконы и сказочные полотна мастера "Змей Горыныч" "Спящая
царевна", смотрящие на зрителя со стен; деревянная лестница, которую использовал
художник для работы над крупноформатными холстами; стоящий на мольберте его портрет, исполненный его близким другом
М.В.Нестерова…..не услышим лишь только пения хозяина дома!
CASINO GAMES | Online Slot Machines | Airjordan6Retro
ОтветитьУдалитьPlay Wholesale jordan 20 retro online slots games 오래된 토토 사이트 or visit the website for real money online buy air jordan 6 shoes at Jordan6 casino. We offer you the jordan 23 retro clearance best game 출장안마 experience!