О восточной натуре, любви к роскоши и родной Феодосии "царя моря"...



И.К.Айвазовский. Морской берег. 1840 
Слава блистательного русского мариниста Ивана Константиновича Айвазовского по сравнению с другими  отечественными  художниками  19 века  была беспрецедентной.  Сам император Николай I  в  1850 году  приобрел полотно 33-х летнего художника "Девятый вал" (1850, Государственный Русский музей), и с этих пор во многом оказывал  свое покровительство. Путешествуя как-то с художником на корабле он, стоя на палубе, признался Ивану Константиновичу:   "Айвазовский! Я царь земли, а ты  - царь моря!"
         
Николай I часто обращается  к своим приближенным  с вопросами: знакомы ли они с произведениями Айвазовского и имеют ли что-либо из них у себя. После таких вопросов всякий из желания угодить царю старался побывать в мастерской мариниста и приобрести его картины.

Айвазовский незамедлительно становится живописцем Морского ведомства Главного Морского штаба, для которого исполняет панорамы портовых городов, участвует в военно-морских кампаниях Российской империи – словом,  своим творчеством прославляет российский флот.  Авторитет живописца был настолько внушительным, что целая флотилия принималась палить из пушек без военной на то надобности, с тем чтобы Иван Константинович воочию увидел живописный эффект сцены  для своего будущего произведения и убедительно исполнил рассеивающийся в тумане дым. 


Павел Михайлович Третьяков с интересом следил за творчеством Айвазовского, стараясь не пропустить ни одной выставки с его участием, а путешествуя с семьей по Крыму,  всегда заезжал навестить мариниста в Феодосию. Их знакомство состоялось в начале 1860-х годов, и положило начало долголетней дружбе между художником и собирателем.
Третьяков в переписке того времени высказывал  свою восторженность мастерством живописца: "…дайте мне только Вашу волшебную воду такою, которая вполне бы передавала Ваш бесподобный талант… уж очень хочется поскорее иметь Вашу картину в своей коллекции!". Тем не менее, приобретать картины мариниста Третьяков не спешил. Зная увлеченность и быструю скорость работы Айвазовского (к примеру, для создания небольшой картины 30 х 40 см художнику требовалось порой всего лишь 2 часа!), Павел Михайлович с большой настороженностью относился к покупке картин этого мастера, боясь приобрести очередную, как бы мы сказали, проходную работу.
А.В.Тыранов. Портрет И.К.Айвазовского. 
1841. Третьяковская галерея
Замыслив изначально свою коллекцию как музей русского национального искусства, Павел Михайлович в середине 1870-х годов озаботился созданием "Портретной галереи лиц  дорогих нации", призванной вобрать в себя портреты выдающихся представителей эпохи.  Уже имея в своем собрании несколько полотен Айвазовского и высоко оценивая его творчество, в 1875 году он приобрел "Автопортрет"  художника.  Как вспоминала, дочь собирателя, живописец был изображен  "с седыми баками, во фраке, с лентами и орденами. Павел Михайлович, признавая талант Айвазовского, не любил его "чиновничей" психологии и, со свойственным Павлу Михайловичу нюхом, почувствовал в портрете что-то подозрительное. Он стал смывать один слой за другим; и вот начало сквозить что-то коричневое, в середине что-то красноватое, под седыми волосами появились черные; и вскоре перед глазами молодой Айвазовский, в бархатном жакете, в красном галстуке, а в углу портрета подпись: "Тыранов".

Удивительно, но этот эпизод ни коим образом не сказался на отношениях Третьякова и Айвазовского.

По признанию самого мастера за всю жизнь им было создано порядка 6 тысяч произведений.  В 1850-1890-х годах было  проведено более 120 персональных выставок в России, Европе и Америке, тем самым имя Айвазовского получило всемирную известность! Уже в начале своего творческого пути мастер становится Почетным членом Академии художеств в Амстердаме, Риме, Париже. Флоренции, Штутгарте, его дважды награждают Орденом Почетного легиона Франции (1858, 1890), Греции и Турции, получает Командорский крест ордена Фредерика от Вюртембергского Правительства. В 1874 году он вторым из русских художников после Ореста Кипренского удостоился чести представить свой "Автопортрет" в галерее Уффици во Флоренции, где находится всемирно известное собрание автопортретов живописцев. 


И.К.Айвазовский. Автопортрет. 1892. 
Феодосийская картинная галерея
От Российского Императора Айвазовскому был  пожалован чин тайного советника, столь  высоко не поощрялись заслуги ни одного из художников того времени.  Айвазовский говорил, что для него важен этот чин лишь потому, то им повышается престиж его как живописца. Однако он не отвергал и другую сторону вопроса, когда, входя в церковь в своем  родном городе Феодосии, слышал шепот горожан: "Дорогу, дорогу его высокопревосходительству!"
Тщеславие Ивана Константиновича и его восточную (по происхождению армянин – Ованес Гайвазовский – прим. М.Ч.) натуру, любящую внешнюю роскошь и помпезность,  отмечали многие из его современников. Так, один из гостей его дома в Феодосии вспоминал: "всюду золотые стулья, зеркала, рамы- все золоченное, как в купеческих домах, даже драпировка в зале золотистого цвета. Между вещами, действительно,  художественными, попадаются вещи безвкусные. В гостиной на виду расставлены карточки особ царской фамилии и министров, с надписями по адресу хозяина дома, причем все эти карточки поставлены так, что надписи читаешь невольно. <…> В соседней комнате огромный портрет Ивана Константиновича во весь рост, рисованный им самим, где он изобразил себя в расшитом мундире, обвесил себя всеми звездами и орденами, как русскими, так и иностранными, <…> поместил сзади себя картину - вид моря, на столе поставил карточку жены, а себе придал вид какой-то особы императорской фамилии, как их изображают на официальном портрете". 

Несмотря на непривлекательную, ни чем не выдающуюся  внешность -   "среднего роста, довольно тучный, обрюзгший, без усов, с дипломатическими бакенбардами, длинными седыми волосами с черными, проницательными глазками, он похож на самого заурядного правителя какой-нибудь департаментской канцелярии" -  держался Айвазовский всегда "генералом" и в общении зачастую проявлял высокомерие. На одной из выставок, встретив художника Владимира Егоровича Маковского, поздоровавшегося с ним, Иван Константинович снисходительно спросил его:  "Вас, Маковских, было, кажется, несколько братьев?" - делая вид, что совершенно забыл кто такой Маковский и его значение  в художественной жизни тех лет. Маковский ответил: "У моей матушки, действительно, было нас  три сына, а вот вы, Иван Константинович, как видно, родились единственным в своем роде". (Владимир, Константин и Александр Маковские  были известными живописцами того времени. – прим М.Ч.).

Многие упрекали Айвазовского также  и за его прижимистости в отношении денег.  Так, когда один из навестивших его гостей в Феодосии,  попросил  на память фотографию художника с автографом, Иван Константинович  произнес раздраженно: "Эти карточки - просто разорение, их выходит у меня до 300 в год: это целый капитал! Когда гость заметил Айвазовскому, что всегда приятно иметь фотографию собственноручно подписанную мастером,  - художник, подумав,  ответил: " Пришлите мне, и я ее подпишу!"
Феодосийская картинная галерея. Современный вид
Надо полагать, что подобная черта не являлась человеческой жадностью, скорее это было продиктовано практичностью Айвазовского. Ведь, не стоит забывать, сколько художник сделал для своего родного города  - Феодосии! Сколько сил и материальных затрат было вложено им в обустройство улиц, проведение железной дороги, проведение водопровода и снабжения горожан качественной питьевой водой. Более того, художник инициировал археологические раскопки в Крыму, результатом которых стало создание Археологического музея в Феодосии в 1871 году и пополнение  найденными экспонатами коллекции Эрмитажа. Вскоре усилиями художника состоялось открытие  Концертного зала и городской библиотеки, в церкви им написан  запрестольный образ "Христос, идущий к Петру по морю" (1873, Феодосийская картинная галерея), а в собственном доме он организовал картинную общедоступную галерею, завещанную после своей смерти также  - Феодосии.

Неудивительно, что еще при жизни его именем были названы городские бульвары, фонтаны, улицы. Побывавший в 1890 году в тех краях А.В.Жиркевич писал:   "Везде на устах имя Айвазовского: в гостинице, в лавках, и надо сознаться, что его хвалят как доброго, хорошего человека вообще, и в частности, как благодетеля Феодосии,  но зачем только намазывал свое имя на иконе, да так, что его можно прочесть с середины церкви?"

Таким Иван Константинович Айвазовский остался в памяти современников, для потомков же его вклад в развитие русского изобразительного искусства, культуры – безусловен, равно как и его роль  в общественных благодеяниях, продиктованных исключительной и искренней любовью к своему городу! -  Как писал он П.М.Третьякову: "Мой адрес – всегда Феодосия!"   

Комментарии