![]() |
И.К.Айвазовский. Морской берег. 1840 |
Слава
блистательного русского мариниста Ивана Константиновича Айвазовского по
сравнению с другими отечественными художниками
19 века была
беспрецедентной. Сам император Николай I в 1850 году приобрел полотно 33-х летнего художника "Девятый
вал" (1850, Государственный Русский музей), и с этих пор во многом оказывал свое покровительство. Путешествуя как-то с
художником на корабле он, стоя на палубе, признался Ивану Константиновичу: "Айвазовский! Я царь земли, а ты - царь моря!"
Николай
I
часто обращается к своим
приближенным с вопросами: знакомы ли они
с произведениями Айвазовского и имеют ли что-либо из них у себя. После таких
вопросов всякий из желания угодить царю старался побывать в мастерской
мариниста и приобрести его картины.
Айвазовский
незамедлительно становится живописцем Морского ведомства Главного Морского
штаба, для которого исполняет панорамы портовых городов, участвует в военно-морских
кампаниях Российской империи – словом,
своим творчеством прославляет российский флот. Авторитет живописца был настолько
внушительным, что целая флотилия принималась палить из пушек без военной на то
надобности, с тем чтобы Иван Константинович воочию увидел живописный эффект
сцены для своего будущего произведения и
убедительно исполнил рассеивающийся в тумане дым.
Павел Михайлович Третьяков с интересом следил за творчеством Айвазовского, стараясь не пропустить ни одной выставки с его участием, а путешествуя с семьей по Крыму, всегда заезжал навестить мариниста в Феодосию. Их знакомство состоялось в начале 1860-х годов, и положило начало долголетней дружбе между художником и собирателем. Третьяков в переписке того времени высказывал свою восторженность мастерством живописца: "…дайте мне только Вашу волшебную воду такою, которая вполне бы передавала Ваш бесподобный талант… уж очень хочется поскорее иметь Вашу картину в своей коллекции!". Тем не менее, приобретать картины мариниста Третьяков не спешил. Зная увлеченность и быструю скорость работы Айвазовского (к примеру, для создания небольшой картины 30 х 40 см художнику требовалось порой всего лишь 2 часа!), Павел Михайлович с большой настороженностью относился к покупке картин этого мастера, боясь приобрести очередную, как бы мы сказали, проходную работу.
![]() |
А.В.Тыранов. Портрет И.К.Айвазовского. 1841. Третьяковская галерея |
Замыслив
изначально свою коллекцию как музей русского национального искусства, Павел
Михайлович в середине 1870-х годов озаботился созданием "Портретной галереи лиц
дорогих нации", призванной вобрать в
себя портреты выдающихся представителей эпохи.
Уже имея в своем собрании несколько полотен Айвазовского и высоко
оценивая его творчество, в 1875 году он приобрел "Автопортрет" художника.
Как вспоминала, дочь собирателя, живописец был изображен "с седыми баками, во фраке, с лентами и
орденами. Павел Михайлович, признавая талант Айвазовского, не любил его "чиновничей" психологии и, со свойственным Павлу Михайловичу нюхом,
почувствовал в портрете что-то подозрительное. Он стал смывать один слой за
другим; и вот начало сквозить что-то коричневое, в середине что-то красноватое,
под седыми волосами появились черные; и вскоре перед глазами молодой
Айвазовский, в бархатном жакете, в красном галстуке, а в углу портрета подпись: "Тыранов".
Удивительно, но этот эпизод ни коим образом не сказался на отношениях
Третьякова и Айвазовского.
По
признанию самого мастера за всю жизнь им было создано порядка 6 тысяч
произведений. В 1850-1890-х годах было проведено более 120 персональных выставок в
России, Европе и Америке, тем самым имя Айвазовского получило всемирную
известность! Уже в начале своего творческого пути мастер становится Почетным
членом Академии художеств в Амстердаме, Риме, Париже. Флоренции, Штутгарте, его
дважды награждают Орденом Почетного легиона Франции (1858, 1890), Греции и
Турции, получает Командорский крест ордена Фредерика от Вюртембергского
Правительства. В 1874 году он вторым из русских художников после Ореста Кипренского
удостоился чести представить свой "Автопортрет" в галерее Уффици во Флоренции,
где находится всемирно известное собрание автопортретов живописцев.
![]() |
И.К.Айвазовский. Автопортрет. 1892. Феодосийская картинная галерея |
Тщеславие Ивана Константиновича и его
восточную (по происхождению армянин – Ованес Гайвазовский – прим. М.Ч.) натуру, любящую внешнюю
роскошь и помпезность, отмечали многие
из его современников. Так, один из гостей его дома в Феодосии вспоминал: "всюду
золотые стулья, зеркала, рамы- все золоченное, как в купеческих домах, даже
драпировка в зале золотистого цвета. Между вещами, действительно, художественными, попадаются вещи безвкусные. В
гостиной на виду расставлены карточки особ царской фамилии и министров, с
надписями по адресу хозяина дома, причем все эти карточки поставлены так, что
надписи читаешь невольно. <…> В соседней комнате огромный портрет Ивана
Константиновича во весь рост, рисованный им самим, где он изобразил себя в
расшитом мундире, обвесил себя всеми звездами и орденами, как русскими, так и
иностранными, <…> поместил сзади себя картину - вид моря, на столе
поставил карточку жены, а себе придал вид какой-то особы императорской фамилии,
как их изображают на официальном портрете".
Несмотря
на непривлекательную, ни чем не выдающуюся
внешность - "среднего роста, довольно тучный, обрюзгший,
без усов, с дипломатическими бакенбардами, длинными седыми волосами с черными,
проницательными глазками, он похож на самого заурядного правителя какой-нибудь
департаментской канцелярии" - держался Айвазовский всегда "генералом" и в
общении зачастую проявлял высокомерие. На одной из выставок, встретив художника
Владимира Егоровича Маковского, поздоровавшегося с ним, Иван Константинович
снисходительно спросил его: "Вас,
Маковских, было, кажется, несколько братьев?" - делая вид, что совершенно
забыл кто такой Маковский и его значение в художественной жизни тех лет. Маковский
ответил: "У моей матушки, действительно, было нас три сына, а вот вы, Иван Константинович, как
видно, родились единственным в своем роде". (Владимир, Константин и Александр
Маковские были известными живописцами
того времени. – прим М.Ч.).
Многие
упрекали Айвазовского также и за его
прижимистости в отношении денег. Так, когда
один из навестивших его гостей в Феодосии,
попросил на память фотографию
художника с автографом, Иван Константинович
произнес раздраженно: "Эти карточки - просто разорение, их выходит
у меня до 300 в год: это целый капитал! Когда гость заметил Айвазовскому, что
всегда приятно иметь фотографию собственноручно подписанную мастером, - художник, подумав, ответил: " Пришлите мне, и я
ее подпишу!"
![]() |
Феодосийская картинная галерея. Современный вид |
Надо полагать, что подобная черта не являлась
человеческой жадностью, скорее это было продиктовано практичностью
Айвазовского. Ведь, не стоит забывать, сколько художник сделал для своего
родного города - Феодосии! Сколько сил и
материальных затрат было вложено им в обустройство улиц, проведение железной
дороги, проведение водопровода и снабжения горожан качественной питьевой водой.
Более того, художник инициировал археологические раскопки в Крыму, результатом
которых стало создание Археологического музея в Феодосии в 1871 году и
пополнение найденными экспонатами
коллекции Эрмитажа. Вскоре усилиями художника состоялось открытие Концертного зала и городской библиотеки, в
церкви им написан запрестольный образ "Христос, идущий к Петру по морю" (1873, Феодосийская картинная галерея), а в
собственном доме он организовал картинную общедоступную галерею, завещанную
после своей смерти также - Феодосии.
Неудивительно, что еще при жизни его
именем были названы городские бульвары, фонтаны, улицы. Побывавший в 1890 году
в тех краях А.В.Жиркевич писал: "Везде
на устах имя Айвазовского: в гостинице, в лавках, и надо сознаться, что его
хвалят как доброго, хорошего человека вообще, и в частности, как благодетеля
Феодосии, но зачем только намазывал свое
имя на иконе, да так, что его можно прочесть с середины церкви?"
Таким Иван
Константинович Айвазовский остался в памяти современников, для потомков же его
вклад в развитие русского изобразительного искусства, культуры – безусловен,
равно как и его роль в общественных
благодеяниях, продиктованных исключительной и искренней любовью к своему
городу! - Как писал он П.М.Третьякову: "Мой адрес – всегда Феодосия!"
Комментарии
Отправить комментарий