Art educator-ы в постоянной экспозиции искусства XX века Третьяковской галереи на Крымском Валу: эксперимент в рамках акции "Ночь в музее"
18
мая в рамках международной акции "Ночь в музее" в Третьяковской галерее на
Крымском Валу в залах постоянной экспозиции искусства XX века был проведен
эксперимент с участием волонтеров (art educator-ов), которые в течение вечера
отвечали на вопросы и проводили небольшие экскурсии для посетителей по
отдельным залам.
Art educator-ы – студенты или выпускники специализированных вузов, которые
работают с посетителями в экспозиции и на временных выставках в музеях, галереях
и в выставочных пространствах.
Подобная
практика используется во многих западных музеях, в крупных музеях России на
данный момент эта программа редко встречается (art educator-ы работают, как
правило, на временных выставках современного искусства, в частных галереях и
новых выставочных пространствах).
В программе,
подготовленной к "Ночи в музее" приняли участие 23 art educator-а.
Предварительно с волонтерами проводились подготовительные встречи – занятия с
экскурсоводами Третьяковской галереи.
По результатам эксперимента участники рассказали о своих впечатлениях от работы в роли art educator-ов, об опыте общения с посетителями и поразмышляли, нужно ли вводить подобную практику в музеях на постоянной основе:
По результатам эксперимента участники рассказали о своих впечатлениях от работы в роли art educator-ов, об опыте общения с посетителями и поразмышляли, нужно ли вводить подобную практику в музеях на постоянной основе:
Елена Коцуба (Институт
истории культур, факультет культурологии; специализация:
арт-критика и кураторское искусство):
"Я спрашивала у посетителей, не хотят ли они
узнать подробнее о произведениях и художниках и как только начинала рассказывать
одному, сразу же собиралась целая группа. Кто-то присоединялся в середине и
просил начать заново. Я не знаю сколько раз почти за 6 часов я рассказала о
творчестве художников, но я не чувствовала усталости, это был необыкновенный заряд
энергии и положительных эмоций.
Было приятно, когда одна девушка, которой я рассказывала в
начале вечера о творчестве Ларионова-Гончаровой пришла через несколько часов с
молодым человеком и уже сама пересказала ему то, что узнала от меня. Я
услышала множество прекрасных слов в свой адрес и благодарностей. Было бы
замечательно ввести эту практику чаще, чем раз в год."

"В зале, посвященном работам послевоенного периода, было очень много
посетителей. Интересно, что люди, которые просили провести мини- экскурсию по
двум залам, очень активно включались в диалог. Было увлекательно слушать их
мысли относительно тех или иных произведений. Например, всем очень нравилась и
привлекала внимание картина Гаврилова “Молодые матери”.
Я считаю, что подобная практика очень полезна во всех отношениях. Посетителям гораздо интереснее получать живые отзывы и оценки произведений, чем читать о них печатные тексты. Таким образом, слушатели включаются в разговор, обретают возможность высказать свою точку зрения. Так появляется интерес. Хотелось бы выразить огромную благодарность авторам проекта за предоставленную возможность."
Я считаю, что подобная практика очень полезна во всех отношениях. Посетителям гораздо интереснее получать живые отзывы и оценки произведений, чем читать о них печатные тексты. Таким образом, слушатели включаются в разговор, обретают возможность высказать свою точку зрения. Так появляется интерес. Хотелось бы выразить огромную благодарность авторам проекта за предоставленную возможность."
Ульяна Хохлова (Санкт-Петербургский Государственный
университет (СПбГУ), специальность "искусствовед", кафедра русского искусства):
«Публика, пришедшая в этот вечер в музей, была совершенно разной:
от пожилых дам, с удовольствием
рассуждающих о творчестве Шагала, до молодых людей, которые, казалось, попали в
музей впервые. Из массы впечатлений
можно выделить несколько главных. На мой взгляд, очень важным и полезным
был формат диалога. Молодые люди, редко посещающие музей, слыша,
как их ровесник рассказывает о содержании и значении непонятной для них
картины, подключались к беседе и уже не
так стеснялись задать вопрос, который в ситуации экскурсии мог бы показаться им
неумным и не был бы задан. Спасибо за предоставленную возможность, я получила
бесценный опыт! Надеюсь, подобный формат работы с посетителями будет иметь
продолжение.»
«Работа art educator-ом в Третьяковской Галерее открыла для меня
прекрасную возможность поделиться с людьми знаниями о русском
искусстве XX века, а также самой более глубоко исследовать
интересующую тематику. Это был незабываемый опыт: несколько часов работы
пронеслись на одном дыхании, живой интерес в глазах посетителей и их
настойчивое желание узнать больше заряжали новыми силами. Мы вступали в
диалоги, а, порой, даже в жаркие диспуты, с интересом обсуждали различные точки
зрения, и было видно, как до того далёкое и чуждое искусство становилось для
наших гостей "живым".»
Наташа Кутина
(МГПИ (Московский Гуманитарный Педагогический Институт) филологический
факультет):
«После моего рассказа про "Черный квадрат" Малевича, люди
подходили и спрашивали, в какой день еще можно прийти и послушать подобные
экскурсии, где об этом можно почитать, веду ли я блог, и самый важный вопрос -
почему ночь в музее только один раз в год?! Люди оставались послушать мой
рассказ несколько раз, потом уходили и возвращались снова с вопросами. Многие
честно признавались, что абсолютно ничего не понимают в русском авангарде, что
без комментариев это искусство недосягаемо. Я была бесконечно рада принять
участие в этом проекте.»
Комментарии
Отправить комментарий