![]() |
Московское Училище живописи, ваяния и зодчества (cовременная фотография). В настоящее время в здании размещается Российская Академия живописи, ваяния и зодчества им.И.С.Глазунова. |
Мы, тогда юнцы, ученики Училища живописи и
ваяния, хорошо знали дорогу в Лаврушинский переулок. Там, во дворе, стоял
небольшой двухэтажный особняк с подъездом посредине; тут же, сбоку, ютилась
пристройка с особым входом. Мы шли туда как домой.
А галерея росла да росла. Росли и мы, наши
понятия, вкусы и, скажу, любовь к искусству. Иногда в галерее появлялся высокий,
сухощавый человек, он подходил то к одной, то к другой картине, пристально,
любовно всматривался в них, вынимая из сюртука платок, свертывал его
"комочком", бережно стирал замеченную на картине пыль, шел дальше, говорил
что-то двум служителям, бывшим при галерее, и незаметно уходил.
Лаконическая надпись над входом
Петербургской Академии художеств: "Свободным художествам" - не была "звуком
пустым" для нашего Павла Михайловича. Сверстник "тринадцати протестантов", во
главе с Крамским покинувших пережившую себя после Иванова и Брюллова казенную
Академию, П.М.Третьяков был их единомышленник, позднее переросший их.
Потому-то ныне Государственная Третьяковская
галерея поражает всех своим многообразием. В ней уживаются новгородские и
строгановские иконописцы с Аргуновым, Брюлловым, коим в свою очередь не мешают
позднейшие мастера - передвижники с рассудочным Крамским, патетическим Ге,
сатириком Перовым, суриковская "Боярыня Морозова", репинский "Крестный ход", васнецовские
"былины" с "Аленушкой", мой "Отрок Варфоломей", чудесная лирика Левитана,
портреты европейца Серова, Коровин, Сомов, Малявин, Бенуа и другие.Все это и есть знаменитая Третьяковская галерея, созданная когда-то человеком высокого интеллекта, подлинным историком русского искусства.
Текст воспроизводится по изданию: Михаил
Нестеров. Давние дни. –Уфа, 1986, С. 433-434.
Комментарии
Отправить комментарий