Третьяков и художники: "...мало было художников, с которыми Третьяков не дружил. И если он не ладил с художником, то по серьезным поводам"
![]() |
Яковлев П.Ф. После градобития. 1884 |
Чванливых Павел Михайлович не любил. Был, например, художник
П.Ф. Яковлев. У него Третьяков приобрел две картины: "Градобитие" и "Пожарище".
Картины неплохие. Затем Яковлев написал картину "Право сильного" и выставил ее
в отдельном зале. На выставке своей он устроил широкую рекламу и в рекламе
отметил: "Две картины этого художника имеются в галерее Третьякова". Как
водилось тогда, он прежде всего пригласил Третьякова посмотреть картину. Тот
приехал и, увидев рекламу, нахмурился и рассердился. Яковлев ждал, что
Третьяков купит картину, а он и не заикнулся о покупке, даже, напротив,
вернувшись домой, приказал снять с экспозиции в галерее картину Яковлева "Градобитие", забить в ящик и отправить в Вильну, в школу
живописи, где директором был его друг художник Трутнев. Мы сняли картину с экспозиции,
забили в ящик и отправили. Так же хотел он распорядиться и с другой картиной – "Пожарище",
- но прошло несколько дней , и он ее оставил у себя, хоть мы и долго боялись за
ее участь. А после о Яковлеве и слышать не хотел.
Все художники понимали, что, продавая картины Третьякову,
они продают их в народный музей, а поэтому некоторые снижали цены сильно.
Верещагину, например, американцы предлагали
гораздо больше денег за его картины, чем Третьяков, а он все-таки отдал
их Третьякову. И Виктор Васнецов тоже уступал картины по более дешевой цене,
чем ему давали другие меценаты.
Конечно, большое значение тут имела и личная дружба Павла
Михайловича с художниками.
Мало было художников,
с которыми Третьяков не дружил. И если он не ладил с художником, то по
серьезным поводам. Не признавал он, например, Семирадского. В то время этот
художник пользовался в России очень большим успехом, а Третьяков не хотел купить
ни одной его картины.
- Почему же у вас нет Семирадского?- спрашивали часто Третьякова.
И он отвечал:
- Семирадский свою лучшую картину подарил городу Кракову.
Значит, он считает себя у нас иностранцем. Как же я буду держать его в русской
галерее?
Не дружил он с художником К.Е.Маковским, хотя три небольшие
произведения его и приобрел в первые годы собирательства. А по какому случаю не
дружил? Когда Репин написал своего "Ивана Грозного и сына", К.Маковский тоже
написал "Ивана Грозного". Однажды, приехав в галерею, он предложил
Третьякову своего "Грозного" и говорил,
что его "Грозный" не хуже репинского. Это было как раз при мне. Маковский
предлагал настойчиво купить. Третьяков отказался наотрез. Обиженный Маковский
тотчас покинул галерею, и с тех пор они разошлись навсегда.
Не ладил он иногда с К.А.Савицким. Какая – то черта этого
художника не нравилась Третьякову. В 1898 году он приобрел у Шишкина его
большую картину "Медвежье семейство в лесу". На этой картине медведей написал
Савицкий, почему Шишкин и предложил Савицкому подписаться. Савицкий подписался,
но уже после того, как картина была куплена Третьяковым. Когда картина была
доставлена в галерею, Третьяков удивился ,увидев подпись Савицкого.
![]() |
Шишкин Иван Иванович. Утро в сосновом лесу
1889 |
- Я покупал картину у Шишкина. Почему еще Савицкий? Дайте-ка
скипидару.
Я принес французский
скипидар, и Третьяков смыл подпись Савицкого. Через несколько дней
Савицкий приезжает в галерею –смотрит, нет его подписи. Он ко мне: "Где
подпись?" Я очень смутился и объяснил ему всю историю.
Я думаю, что все недоброжелательство Третьякова против
Савицкого возникло из-за другой картины художника –"Встреча иконы". Эта
картина была написала в 1878 году, и вскоре белые облака на ней начали раздираться, появились трещины.
Третьяков приказал нам следить за состоянием картины. Трещины год от года
заметно увеличивались. Третьяков сказал об этом Савицкому: тот обещал прийти в
галерею и исправить дефекты. И вот однажды в отсутствие Третьякова он приходит
с красками и поправляет облака. Облака вышли слишком розовыми. А общий тон
картины серо-холодный. Третьяков, как увидел такую поправку, потребовал
скипидару и тут же смыл новую краску, нанесенную на облака, оставив белые с
кракелюрами. В таком виде картина висит до сих пор.
Из воспоминаний Н.А.Мудрогеля "Пятьдесят восемь лет в Третьяковской галерее".
Я знаю что импрессионисты писали французскими красками https://sennelier.com.ua/ На сколько это правда? И слышали вы что-то про этот бренд?
ОтветитьУдалить