![]() |
М. Нестеров.Пустынник, 1888-1889 |
К новому году "Пустынник" был написан, и я,
провожаемый всяческими пожеланиями, повез его в Москву. Там нанял комнату в
гостинице, развернул картину.
Начались посещения приятелей-художников.
"Пустынник" всем нравился. Особенно горячо отозвался Левитан, суливший мне
успех. <...> Суриков тоже одобрил картину, но, как "живописец", любитель
красок, живописной фактуры, он не был удовлетворен этой стороной картины. И
правда, в "Пустыннике" ни краски, ни фактура не интересовали меня: я тогда был
увлечен иным, но Суриков сумел убедить меня, что "если я захочу", то и живопись
у меня будет.
Особенно он недоволен был лицом старика,
написанным жалко, не колоритно, однако выражение или, как тогда говорили
"экспрессия" в лице была. И вот, по уходу Василия Ивановича, я,
недолго думая, взялся за палитру и ну переписывать лицо, которое и было основой
всей моей картины.
Мне казалось (и правильно) - есть лицо, есть
и картина. Нет его, нет нужного мне выражения, этой умильной старческой
усмешки, этих, как жемчуг, мелких зубов, - и нет картины. Мне, как Серову,
нужна была, прежде всего, душа человека. И вот с этой-то душой я сейчас
безжалостно простился, полагая, что она-то у меня всегда выйдет. Не тут-то
было.
С того дня я десятки раз стирал написанное,
и у меня не только не выходила "живопись", но, что особенно было
тяжело, я не мог уже напасть на то выражение лица, которое в картине было и
которое было так необходимо. Я по нескольку раз в день в продолжение недели, а
может быть, двух, писал и стирал и снова писал и опять стирал голову.
Холст мог протереться от моего усердия. Но
однажды, измученный, в продолжение дня стирая лицо моего
"Пустынника", я к вечеру опять нашел то, что искал и не находил.
Радость моя была велика.
После этого я встретил как-то Прянишникова,
который слышал о картине и о беде с ней и сказал мне дружески, что никогда не
надо подвергать риску главное, самое ценное, то, что считаешь основой картины,
ради второстепенного. В данном случае я считал живопись картины моей
второстепенной и ради нее едва не погубил то, чем так долго жил. И этот случай
был мне уроком на всю последующую мою деятельность. Слова Прянишникова, его
добрый совет я никогда не забывал.
Во время моего несчастного искания
"живописи" мои приятели не раз мне говорили, что ко мне собирается
заехать посмотреть картину П.М.Третьяков, и я боялся, что он заедет посмотреть
картину, когда вместо головы "Пустынника" он увидит стертое дочиста
место. Однако этого не случилось. Павел Михайлович приехал неожиданно, но
тогда, когда картина была снова в порядке, и я ожил...
Текст воспроизводится по изданию: Михаил
Нестеров. Давние дни. –Уфа, 1986, С. 435-436.
Еще о выставке Нестерова. Может, кому-то будет интересно. Статья Н.К.Гаврюшина «Духовный реализм» и «духовный формализм» (Заметки с юбилейной выставки картин М.В.Нестерова).http://www.bogoslov.ru/text/3311206.html
ОтветитьУдалить