О дружбе Третьякова с Остроуховым, обедах и вечеринках с художниками и "вдовьем доме" в Лаврушинском переулке

 С особенным уважением относился Третьяков к художнику И.С.Остроухову. Его картина "Си­верко" была приобретена тотчас, как появилась на выставке. Третьяков считал, что это лучший пейзаж во всей галерее. Познакомившись ближе с худож­ником, он был удивлен правильностью его суждений, глубокой культурностью, художественным чутьем. Нам он постоянно говорил:

- Внимательно слушайте, что говорит Остро­ухов о картинах. Это — самый лучший судья по жи­вописи.

И.С.Остроухов. Сиверко.1890
И мы видели, как внимательно он сам слушал Илью Семеновича. По его совету он снял с экспозиции  несколько слабых картин и подарил их кому- то. Действительно, Остроухов был судья очень строгий и картины любил и понимал. В одном только не соглашался Третьяков с Остроуховым - с откры­тием при галерее отдела иностранных художников. Остроухов предлагал, что этот отдел он будет со­бирать лично, но Третьяков говорил, что отдел будет нарушать цельность галереи. Галерея должна быть чисто русской. Тогда Остроухов организовал свой музей и Трубниковском переулке и стал со­бирать иностранных и русских художников, иконы, другие предметы искусства и книги.
После смерти Третьякова Остроухов был избран членом совета галереи, двенадцать лет бескорыстно, очень энергично работал над расширением и пере­стройкой галереи, и только случай с картиной Репина "Иван Грозный и сын", когда сумасшедший Балашов изрезал ножом эту знаменитую картину, так подейст­вовал на Остроухова, что он тотчас подал в отставку.

Дружба с большинством художников у Треть­якова была самая близкая. Вспоминаю, очень частыми гостями в семье Третьяковых были Пря­нишников и Владимир Маковский. Они запросто приходили к обеду, часто бывали в галерее, при­сматривались к каждой новой картине. Оба были веселые, шутливые — Маковский звал Прянишни­кова Лариошкой.
- Смотри, Лариошка, как тут сделано,— пока­жет, бывало, он своему другу на какую-нибудь картину.
Иногда устраивались у Третьяковых и общие обеды с художниками, особенно в дни открытия выставки передвижников. Надо сказать, что хотя художественная жизнь процветала в Петербурге, но главное значение в этой жизни играла Москва: здесь жили главные собиратели художественных произведений. Художники, приезжая в Москву, не­пременно навещали Третьякова. Помню одни боль­шой съезд художников в доме Третьяковых, когда были почти все художннки-передвижники с Крам­ским во главе. Кроме Крамского, были Репин, Ярошенко, Неврев, Максимов... Обсуждали во­прос, как лучше устраивать выставки и как улучшить жизнь художников.

Нередко устраивались вечеринки с шутками, сме­хом. Большими забавниками были художники Куз­нецов и Бодаревский, жившие в Одессе. Приезжая в Москву, они часто заходили в дом Третьяковых и, помню, устроили однажды целое представление — "Утро в деревне". И зале потушили лампы, сделали полную ночь, потом запели петухами, будто утро идет, перекликались разными голосами. На такие вечеринки приглашались и знакомые не из худо­жественного мира.

Художники, участвуя в таких вечерах, одним только были чуть недовольны: вина мало. Действи­тельно, вино ставилось в очень ограниченном коли­честве. Третьяков считал, что водка — огромный враг русского народа и русских талантливых людей. Он не  допускал, чтобы у него в доме кто-нибудь упивался.


Приют для вдов и сирот  русских художников
имени П. М. Третьякова в Лаврушинском переулке
Архитектор Н.С.Курдюков, 1912
Любя художников, Третьяков никогда не потвор­ствовал их слабостям. Он жалел их, если они впа­дали в нужду или заболевали. Помню, как он печа­лился о Саврасове, стараясь поддержать его. Но в конце концов страсть к вину у Саврасова все победила, и талантливый человек погиб.

Часто бывая на квартирах художников, Треть­яков видел их бедность. Это в наши дни худож­ники щедро обеспечены — у них и прекрасные квартиры, и хорошие заработки, и возможность длительных поездок куда они только захотят. Наше государство высоко ценит труд талантливых худож­ников и щедро дает все, что им надо. А тогда госу­дарство очень мало интересовалось делами искус­ства — художников поддерживали главным образом меценаты, но меценатская помощь не так уж была велика. Умирает художник, и семья его нищенствует и  Третьяков решил построить для вдов и сирот художников дом бесплатных квартир. Он купил место в том же Лаврушинском переулке. Когда вы идете в галерею со стороны канала, на левой руке вы видите красивый дом оригинальной архитектуры. Этот дом построен на средства Павла Михайловича для вдов и сирот художников.
Из воспоминаний Н.А.Мудрогеля "Пятьдесят восемь лет в Третьяковской галерее".

Комментарии