"Всякий раз, когда я покупал себе новое белье, новый костюм, шляпу, - мне казалось, что я начинаю новую жизнь, гораздо более прекрасную..."


Лев Бакст. 1910-е
В 1903 году своей невесте - Любови Павловне Гриценко (в девичестве Третьяковой,  дочери основателя галереи)  Лев Бакст  писал "Одевайтесь, как цветок - у Вас столько вкуса! Да это ведь одна из радостей этой земли! Клянусь Вам. Носите у корсажа цветы, душитесь, завертывайтесь в кружева - все это безумно красиво - все это жизнь и ее прекрасная сторона"
Спустя несколько лет Лев Бакст одевал не только замоскворецких дам, но  и всю Европу!
"Париж был подлинно пьян Бакстом" - фраза одного из свидетелей  невероятной славы русского художника, покорившего Францию 1900-х годов своими театральными постановками нашумевших "Русских сезонов" С.П.Дягилева. 
Лев Бакст, создав декорации и костюмы к балету "Клеопатра", где поражая воображение публики солировала на сцене театра "Шатле"  Ида Рубинштейн,  и откровенные наряды "Шахерезады", партию которой  исполняла  Анна Павлова, -  очаровал своим дизайнерским талантом парижанок, определив вектор развития женской моды предвоенных лет.
Лев Самойлович пленил столицу утонченной эротикой и пряной роскошью Востока своих костюмов, геометризмом греческой архаики и невиданными колористическими пристрастиями. Палитра Бакста вскружила голову Европе - синий соседствовал с зеленым, красный с фиолетовым, розовый с желтым. Эти сочетания были прямым вызовом  à bon gout ("хорошему вкусу" – прим. М.Ч.), воспитанному на жемчужных переливах бежево-розовых тонов эпохи модерна.

Ида Рубинштейн в роли
Саломеи. 1910
Уже в 1910 году художник пишет жене: "Слыхала ли ты про Poiret - портного? C'est le dernier cri ("последний крик"  - прим. М.Ч.). На днях он предложил мне 12 тысяч франков за 12 рисунков модных туалетов". Чуть позже с маэстро будут заключать контракты Дома мировой моды, а в начале 1920-х годов он станет главным художником модельных домов Америки!
В то время заказчицами новых фасонов "от Бакста" являлись  великая княгиня Елена Александровна, балерина Ида Рубинштейн, светская красавица и жена известного писателя Габриэля Д' Аннунцио - Луиза Казати - итальянская модница!  Последняя, расточительная маркиза,  решила устроить в сентябре 1913-ого бал в стиле XVIII-ого  века на площади Сан-Марко в Венеции! Состоявшийся бал был грандиозным,  -  даже  200 слуг, обслуживающих мероприятие, были одеты в наряды русского кутюрье  - в черные, расшитые жемчугом и красной парчой фраками,  с белыми париками на голове!
А про роскошные  балы в Петербурге, устроенные   княгиней  Горчаковой  накануне Первой мировой, не умолкала петербургская пресса!  - все было индийское, с изощренным декором, выдумкой, богатым  по колориту... Наряд хозяйки бала был со вставками настоящего серебра и золота, изображавшими горельефные (т.е.выпуклые) арабские орнаменты, корсаж был отделан синим бархатом с оригинальными наплечниками из белого лебяжьего пуха, на голове индийская чалма, ослепительно белая  - с жемчугом, бриллиантами, обрамлявшими лицо…
Роскошь жизни  русской графини Е.В.Шуваловой, к примеру,  позволяла для  "Бала цветных париков", придуманных Бакстом,  выписывать вагоны цветов из Ниццы! – фантазия художника казалась безграничной!
 
Костюмированный бал, оформленный Бакстом. 1910-е
А ведь когда-то  друзья  Бакста – художники  объединения "Мир искусства" -  А.Бенуа, Е. Лансере, К. Сомов подсмеивались над небывалой коллекцией галстуков  "Лёвушки" (как его называли). Из воспоминаний  Льва Самойловича: "Знаменитая среди друзей коллекция галстуков казалась восточною сказкою на таинственном фоне раскрытого платяного шкафа, где в глубине.. рядом висели обезглавленные Баксты, более аккуратные, более строгие, чем оригинал, но без живых складок. Лежа в кровати, я дивился сам количеству перемен, желтому и чему ряду ботинок. Я знал за собой эту слабость. Всякий раз, когда я покупал себе новое белье, новый костюм, шляпу, - мне казалось, что я начинаю новую жизнь, гораздо более прекрасную и интереснее прежней, и день после пребывал в поднятом настроении духа"

Комментарии