"Всякий раз, когда я покупал себе новое белье, новый костюм, шляпу, - мне казалось, что я начинаю новую жизнь, гораздо более прекрасную..."
В
1903 году своей невесте - Любови Павловне Гриценко (в девичестве Третьяковой, дочери основателя галереи) Лев Бакст писал "Одевайтесь, как цветок - у Вас
столько вкуса! Да это ведь одна из радостей этой земли! Клянусь Вам. Носите у
корсажа цветы, душитесь, завертывайтесь в кружева - все это безумно красиво -
все это жизнь и ее прекрасная сторона"
Спустя несколько лет Лев Бакст одевал не только замоскворецких
дам, но и всю Европу!
"Париж был подлинно пьян Бакстом" - фраза одного из свидетелей
невероятной славы русского художника,
покорившего Францию 1900-х годов своими театральными постановками нашумевших
"Русских сезонов" С.П.Дягилева.
Лев
Бакст, создав декорации и костюмы к балету "Клеопатра", где поражая
воображение публики солировала на сцене театра "Шатле" Ида Рубинштейн, и откровенные наряды "Шахерезады", партию
которой исполняла Анна Павлова, - очаровал своим дизайнерским талантом
парижанок, определив вектор развития женской моды предвоенных лет.
Лев
Самойлович пленил столицу утонченной эротикой и пряной роскошью Востока своих
костюмов, геометризмом греческой архаики и невиданными колористическими
пристрастиями. Палитра Бакста вскружила голову Европе - синий соседствовал с
зеленым, красный с фиолетовым, розовый с желтым. Эти сочетания были прямым
вызовом à bon gout ("хорошему вкусу" – прим. М.Ч.), воспитанному на жемчужных
переливах бежево-розовых тонов эпохи модерна.
Уже
в 1910 году художник пишет жене: "Слыхала ли ты про Poiret - портного?
C'est le dernier cri ("последний крик" -
прим. М.Ч.). На днях он предложил мне
12 тысяч франков за 12 рисунков модных туалетов". Чуть позже с маэстро будут заключать
контракты Дома мировой моды, а в начале 1920-х годов он станет главным
художником модельных домов Америки!
В то время заказчицами новых фасонов
"от Бакста" являлись великая княгиня
Елена Александровна, балерина Ида Рубинштейн, светская красавица и жена
известного писателя Габриэля Д' Аннунцио - Луиза Казати - итальянская
модница! Последняя, расточительная
маркиза, решила устроить в сентябре
1913-ого бал в стиле XVIII-ого
века на площади Сан-Марко в Венеции! Состоявшийся
бал был грандиозным, - даже 200 слуг, обслуживающих мероприятие, были
одеты в наряды русского кутюрье - в
черные, расшитые жемчугом и красной парчой фраками, с белыми париками на голове!
А про
роскошные балы в Петербурге,
устроенные княгиней Горчаковой накануне Первой мировой, не умолкала
петербургская пресса! - все было
индийское, с изощренным декором, выдумкой, богатым по колориту... Наряд хозяйки бала был со
вставками настоящего серебра и золота, изображавшими горельефные (т.е.выпуклые)
арабские орнаменты, корсаж был отделан синим бархатом с оригинальными
наплечниками из белого лебяжьего пуха, на голове индийская чалма, ослепительно
белая - с жемчугом, бриллиантами,
обрамлявшими лицо…
Роскошь
жизни русской графини Е.В.Шуваловой, к
примеру, позволяла для "Бала цветных париков", придуманных
Бакстом, выписывать вагоны цветов из
Ниццы! – фантазия художника казалась безграничной!
А ведь
когда-то друзья Бакста – художники объединения "Мир искусства" - А.Бенуа, Е. Лансере, К. Сомов подсмеивались
над небывалой коллекцией галстуков "Лёвушки" (как его называли). Из воспоминаний Льва Самойловича: "Знаменитая среди друзей коллекция
галстуков казалась восточною сказкою на таинственном фоне раскрытого платяного
шкафа, где в глубине.. рядом висели обезглавленные Баксты, более аккуратные,
более строгие, чем оригинал, но без живых складок. Лежа в кровати, я дивился
сам количеству перемен, желтому и чему ряду ботинок. Я знал за собой эту
слабость. Всякий раз, когда я покупал себе новое белье, новый костюм, шляпу, -
мне казалось, что я начинаю новую жизнь, гораздо более прекрасную и интереснее
прежней, и день после пребывал в поднятом настроении духа"
Комментарии
Отправить комментарий