"Истории и аллегории": П.И.Соколов. Дедал привязывает крылья Икару. 1777


П.И.Соколов. Дедал привязывает
крылья Икару.
1777
Как и многие исторические картины эпохи классицизма, полотно П.И.Соколова посвящено античному мифу – знаменитому мифу о Дедале и Икаре, вдохновлявшему многие поколения художников разных стран.
Искусный афинский строитель, изобретатель, художник и скульптор Дедал, совершив тяжкое преступление, был вынужден бежать из Афин на остров Крит, к царю Миносу. Вместе с Дедалом Афины покинул и его сын – юноша Икар. Царь Минос поручает Дедалу постройку знаменитого лабиринта, в котором поселяет Минотавра – чудовище с телом человека и головой быка.  Тезей – сын афинского царя, убил Минотавра. А чтобы Тезей смог выбраться из лабиринта, хитроумный Дедал передал дочери Миноса Ариадне клубок ниток, благодаря которому Тезей вышел из лабиринта. Разгневанный Тезей заточил Дедала вместе с Икаром в высокой башне, стоящей на неприступной скале. Но недаром Дедал прославился, как искусный изобретатель. Он сделал себе и Икару крылья из птичьих перьев, скрепив их воском. Показав Икару, как надо пользоваться крыльями, Дедал предостерегал юношу, чтобы тот не поднимался слишком высоко к солнцу, лучи которого могли растопить воск. Но упоенным полетом Икар забыл наставления отца. Под жаркими лучами воск, скрепляющий перья, растопился, крылья распались и с огромной высоты Икар рухнул в море и погиб.
Этот миф стал одним из самых популярных сюжетов в мировой живописи. Охотно обращались в нему и художники эпохи классицизма с их интересом к античной теме. Однако вряд ли поэтическая сторона мифа как-то затрагивает русского живописца. Великолепно владея мастерством изображения обнаженного человеческого тела, главный упор он делает на противопоставлении зрелой мужской и юношеской фигуры, их пропорций, игре светотени.
Картина считалась в Академии художеств образцовой и использовалась как учебное пособие для копирования.

Комментарии