Исаак Левитан. 1890-е |
"Что Вы поделываете, бессердечное существо? Прислать мне книжку и только! Каково?! Дайте мне только приехать в Москву – отомщу! Если захотите исправится и написать, то пишите: Франкфурт, Наугейм, прекрасному художнику. А может быть, у Вас по этому поводу другое мнение? Я Вас!.. …Да напишите же мне что-нибудь, ужасное существо!.. пока преданный Вам, а если не ответите – ненавидящий Вас" - писал 37-летний Исаак Левитан 6 мая 1897 18-летней Елене Карзинкиной, художнице-любителю и будущей жене знаменитого литератора Н.Д.Телешова, основателю "телешовских сред", где собирался в доме на Покровском бульваре весь цвет богемно-артистического и литературного мира Москвы 1890-1910-х годов.
На стороннего наблюдателя Левитан производил
впечатление светского обаятельного человека. Пожалуй, его современники чаще
всего отмечали в нем это качество. "…Левитан, одна из симпатичнейших личностей
среди художников, с которыми мне приходилось встречаться. Он был по своей
сущности аристократом до мозга костей, в самом лучшем смысле слова… Основной
чертой Левитана было изящество. Это был “изящный человек”, у него была изящная
душа. Каждая встреча с Левитаном оставляла какое-то благостное, светлое
впечатление. Встретившись с ним, перекинешься хотя бы несколькими словами, и
сразу делается как-то хорошо, “по себе” – столько было в нем благородной
мягкости" - вспоминал А.Я. Головин.
Выразительную внешность Левитана,
выделявшую "его из обычной среды", отмечали многие. Друг художника, актриса, Т.Л. Щепкина-Куперник описывает его так: "
…очень интересное лицо, слегка вьющиеся темные волосы, очень высокий лоб;
великолепные бархатные глаза, остроконечная бородка – тип семитический в его
наиболее благородном выражении, испанско-арабском".
А.Н.Бенуа, несмотря на присущую ему едкость, а иногда придирчивость в суждениях, не мог не восхититься Левитаном: "Всей своей натурой, своими спокойными, благородными жестами, тем, как он садился, как вставал, ходил, наконец, тем вкусом, с которым он одевался, он сразу производил впечатление человека лучшего обществатому впечатлению светскости способствовал и его несколько матовый голос, и его легкое картавление, отдаленно напоминавшее еврейский говор".
А.Н.Бенуа, несмотря на присущую ему едкость, а иногда придирчивость в суждениях, не мог не восхититься Левитаном: "Всей своей натурой, своими спокойными, благородными жестами, тем, как он садился, как вставал, ходил, наконец, тем вкусом, с которым он одевался, он сразу производил впечатление человека лучшего обществатому впечатлению светскости способствовал и его несколько матовый голос, и его легкое картавление, отдаленно напоминавшее еврейский говор".
![]() |
Исаак Левитан, 1885 год |
Многие отмечали, что Левитан был
франтом, неравнодушным к своему внешнему виду. По свидетельству наблюдательной
современницы, "он знал, что им любуются, и сам обращал внимание на свою
наружность, на свой галстук, повязанный бантом, и пр." Забавный эпизод
описывает в своих воспоминаниях В.К. Бялыницкий-Бируля: "Он пользовался
невероятным успехом и почитанием, особенно у женщин, и, конечно, знал об этом.
Никогда не забуду его фразу, когда я и Жуковский однажды выходили вместе с
Левитаном из выставочного зала. Он остановился перед зеркалом в вестибюле, на
нем была котиковая шапка и темное со скунсовым мехом пальто. В руке он держал
легкую и красивую трость с золотым набалдашником. Все это к нему очень шло, и
мы, невольно залюбовались им. “А не правда ли, – сказал Левитан, – я очень
похож на богатого перса, торгующего бирюзой?”"
Самоирония, с которой относился
к себе художник, заставляет считать его не самовлюбленным маэстро, как может
показаться на первый взгляд, а скорее человеком со вкусом, присущим
художнику-эстету, желающему наполнить красотой повседневную жизнь.
Личная жизнь Левитана, изобиловавшая
любовными романами и драмами, вызывала любопытство многих современников. Та
обходительность и учтивость, с которой он обращался с женщинами, даря им
картины с изображениями цветов и делая к ним трогательные надписи, шутливые
письма, обращенные к незамужним барышням,
полные чувств, оброненных невзначай, между прочим - давали основания для
досужих пересудов, больно раня художника, вызывая душевные метания и
расстройства. История отношений И.И.Левитана и С.П.Кувшинниковой
легла в основу сюжета рассказа А.П.Чехова "Попрыгунья", настолько
оскорбившего чувства художника, что он не принял извинения друга и надолго
задержало их примирение.
Обычная переписка художника и писателя
прервалась тогда на целых 3 года, до
этого в избытке содержащая по истине джентельменские и дружеские диалоги: "Что ты, как ты работаешь, волочишься
за кем? Она интересна? Фу, какая скука!" ...
В цитате Бенуа опечатка. В целом впечатление неоконченности текста. Но содержательно.
ОтветитьУдалить