Живописец, страстный собиратель древнерусского искусства, уважаемый общественный деятель и попечитель Третьяковской галереи: Илья Семенович Остроухов
И.С.Остроухов. Фотография. 1880-е. ГТГ |
"…как сладко вспоминать о долгих вечерах в уютной столовой
Остроухова с кипящим самоваром. Грузная, милая хозяйка разливает бесчисленные
стаканы чая. Их выпивают, с сахаром вприкуску, типичные московские иконники, с
благоговением и гордостью беседующие о
своем "святом" деле. Остроухов попивает свое красное вино, которого он был
большим любителем, и с жаром беседует об иконах. Кругом на стенах картины и
этюды Левитана, Поленова, Серова. Так было интересно, хорошо и по-московски
уютно!" - вспоминал гость Ильи Семеновича Остроухова об атмосфере дома
в Трубниковском переулке.
Кто бы мог
предположить, что из выпускника московской Практической академии коммерческих
наук выйдет настоящий художник,
коллекционер и попечитель (фактически,
директор) Третьяковской галереи с 1905 по 1913?!
Будучи еще
16-летним и оказавшись в 1874 году на
пороге дома издателя Анатолия Ивановича Мамонтова со своим очерком "Птицы Средней России", он познакомился с
братом, знаменитым Саввой Ивановичем, основателем Абрамцевского кружка. Постепенно
приобщаясь к художественным кругам и театральным увлечениям "постояльцев" этого
подмосковного уголка, Илья Семенович становится полноправным участником его
рисовальных и литературных вечеров, домашних спектаклей, где в качестве актеров
выступали и сами художники, друзья Саввы Ивановича – И.Е.Репин, В.М.Васнецов,
К.А.Коровин, В.А.Серов и многие другие. Уроки живописи, что он начал брать у
А.А.Киселева, вскоре сделали его неплохим живописцем и подарили возможность
участвовать в выставках, наряду с профессиональными мастерами.
И вместе с
тем друзья над ним
подшучивали. Ведь, боязнь Ильи Семеновича отправляться на
этюды в одиночку доходила порой до того,
что уступая его настойчивым просьбам, няня дочерей Мамонтова, Акулина Петровна,
сопровождала его и читала что-нибудь вслух.
"Тогда это был худой как жердь, сильно стесняющийся своего
непомерно высоко роста, неловкий в движениях, слегка суетливый и вместе с тем
нерасторопный, застенчивый начинающий художник. Хорошо образованный, знающий
несколько иностранных языков, начитанный, он был для всех интересным
собеседником" - таким описывает его сын С.И.Мамонтова, Всеволод. Особенности его фигуры, подталкивали порой и
самого Остроухова именовать себя в письмах не иначе как "длинноногий
абрамцевский журавль".
Илья Семенович
обладал также литературными способностями, которые продемонстрировал в
сочиненной им шутливой, написанной гекзаметром поэме "Юльядо-Ильяда", в которой
он рассказывал об одном из своих любовных увлечений.
В.И.Суриков. Художник за мольбертом (И.С.Остроухов). 1884. ГТГ |
"…память моя, -
вспоминал один из домочадцев Абрамцева, -
твердо сохранила эти две направляющиеся фигуры: впереди высоченный
Илюханция, нагруженный мольбертом, зонтом и ящиком с красками, а за ним легкая,
веселая Акулина Петровна с "Русской мыслью" подмышкой".
После успехов у
публики, признания коллег, приобретения картин в галерею самим П.М.Третьяковым,
Остроухов не оставляет общественно-политической карьеры, и в 1901 году
становится гласным Московской городской думы, а с 1905 – председателем Совета и
попечителем художественной галереи братьев П.М.и С.М.Третьяковых. Он много сил
отдавал общественной деятельности, и одновременно с этим его захватила идея
создания своей живописной коллекции, сердцем которой стали произведения древнерусской живописи. Как вспоминал современник: "собирание икон
стало целью и содержанием жизни И.С.Остроухова, тратившего на свое собрание,
ставшее музее, большие средства .<…>..любил доминировать в Москве как
авторитетный, тонкий знаток, передовой меценат в области тогда еще новой и
потому возбуждающий общий интерес и любопытство не только у всех русских, но и
у иностранцев, посещающих Остроуховский музей, как некую
достопримечательность".
Так,
побывавший в музее французский художник Матисс
был настолько покорен коллекцией древнерусской живописи, что не смог
преодолеть в себе впечатления от увиденного и
какое-то время в своем творчестве
использовал иконописные традиции – локальность цветов, обратную перспективу.
Также находясь под обаянием русской
иконописи, многие русские художники-
авангардисты, Н.Гончарова, М.Ларионов, К.Малевич и другие "переживали" это влияние заново открывшегося миру русской исконной живописи. И у истоков
этого течения был И.С.Остроухов - "человек крутого нрава, крайне властный и переменчивый,
быстро вскипавший и отходчивый, невоспитанный и капризный, раздражительный,
русский "самодур", на которого "накатывало" то одно, то иное настроение,
Остроухов мог быть столь же грубым и неприятным, нетерпимым, резким в суждениях
и оценках, сколь внезапно ласковым, добрым, почти сердечным, внимательным,
участливым. Он мог дружить с человеком и внезапно от него отвернуться в силу
либо ущемленного самолюбия, либо просто непонятного каприза (это в Москве
называлось: "Быть в милости у Ильи Семеновича" и "Попасть в опалу"). Он не
лишен был и красивого жеста. Раз увидев, как одна гостья залюбовалась сервизом
саксонского фарфора, Остроухов на следующий день прислал его в подарок. Порой
он любил баловать своих друзей. Так, зная о гастрономической любви своего
знакомого к устрицам, он приходил не раз в гости с большой корзиной этого
дорогого морепродукта!
"Это было мило, тепло, как-то по-товарищески уютно и
трогательно. Наряду с подобными порывами, желанием порадовать и войти в вашу радость,
он мог быть крайне скуп, завистлив и мелочен. К нему нужно было приспособиться,
понять его, оценить в нем культурные интересы, живые и искренние на
некультурном общем фоне. Тогда все отрицательное в нем отходило на задний план;
грубость. Самодурство прощались, и на первом плане оставалось самое главное,
самое важное в Остроухове – страсть к искусству и увлечение им собираемыми
музейными по качеству иконами", что и по сей день составляют гордость коллекции
Третьяковской галереи.
Комментарии
Отправить комментарий