171 год Василию Верещагину: "…он был как личность неизмеримо гениальнее своего всеми признанного гения…"


В.В.Верещагин. Фотография. 1880-е
"…он был как личность неизмеримо гениальнее своего всеми признанного гения…" - вспоминала одна из дочерей П.М.Третьякова о Василии Васильевиче Верещагине (1842-1904).

Самобытность характера, уникальность личности с присущей   непримиримостью взглядов, неуемностью общественного темперамента нашла яркое выражение в строках письма самого Верещагина  "..я буду всегда делать то и только то, что сам нахожу хорошим, и так, как сам нахожу это нужным".  В ней отражена  вся бескомпромиссность натуры художника – человека, ставшего очевидцем и участником всех войн, что вела Россия в последней четверти 19 – начале 20 века, и героически погибшего в 1904 на крейсере "Варяг" в водах японского моря.

Его жизнь была чрезвычайно  наполненной -   беспрестанной борьбой, призывами к справедливости, ставшей главной темой его батальной живописи; ранениями, полученными  на полях сражения;  любопытными  путешествиями с охотой на обезьян; скандалами на выставках; жаркими спорами и ссорами с художниками. Самому Павлу Михайловичу Третьякову, отказавшему  прислать картины для выставки, Верещагин  написал резкую телеграмму "Мы с Вами более не знакомы".            

Художник Мейсонье и Александр-Дюма младший, с которыми общался Верещагин, живя в Париже, находили русского мастера большим оригиналом. Емко охарактеризовал Василия Васильевича  его старший современник живописец Адольф Менцель "Der kann alles!" - "Этот все может!". Соотечественник  М.В.Нестеров колоритно описывал скандалы на выставках, которые якобы Верещагин устраивал сам, дабы привлечь и без того многочисленную публику. Многие также упоминали и про его самовлюбленность   – так,  к примеру, за лечение земскому врачу, спасшего его от смерти, он отплатил собственной фотографией с личным автографом!


Но тем не менее,  крутой нрав  художнику прощали! Его  искусство и  общественная деятельность  искупали все сложности характера.    Верещагин  был, пожалуй, одним из немногих русских живописцев, кто при жизни удостаивался чести устройства персональных выставок  в странах  Европы и Америки. Однако, его  провокационная,  капитальная по замыслу,  "Трилогия казней" была снята со Всемирной выставки в Вене. В этом триптихе через события истории Древнего Рима художник проводит параллели с современными издевательствами англичан над индийскими колонистами и казнью петрашевцев в 1881 году – это оказалось слишком обличающим даже для демократично настроенной Европы! До этого лишь в родном отечестве Верещагину отказывали в экспонировании многих его полотен ввиду "пугающих" фактов военных действий и неправдопободности событий. Увидев, к примеру, усеянное телами убитых солдат поле боя на картине "Побежденные. Панихида" царь не поверил в столь масштабные потери русской армии.  Пришлось даже вызывать батюшку, проводившего панихиду на поле боя, который и засвидетельствовал недавнее событие прошлого.


В.В.Верещагин. Побежденные. Панихида.
1878-1879. Третьяковская галерея
Среди многих современников Верещагина едва ли найдутся те, что объездили практически весь мир и оставили столько любопытных зарисовок быта и традиций жителей Азии, Африки, Америки – причем как в живописи, так и в "Листках записной книжки", опубликованных в 1896 году, написанных чрезвычайно живо и увлекательно. Этнографический интерес Верещагина простирался не только на экзотические  страны, но во многом сосредотачивался и на родных землях художника – он много путешествовал по России, писал этюды древних церквей Поволжья (облик которых в наши дни возможно воссоздать только благодаря его работам), активно боролся против уничтожения памятников старинной архитектуры, выступал в печати в защиту сохранения культурно-исторического наследия России, инициировал создание многих учебных художественных заведений и ремесленных школ в провинции.

А как любопытны созданные им "Иллюстрированные автобиографии нескольких незамечательных русских людей", где художник описывает "типы" русского человека. Приводя в пример истории жизней то сторожа Матвея Захаровича, то ключницы Пелагеи Степановны, Верещагин – литератор сумел эпически "зарисовывать" саму Русь, сродни своим единомышленникам – Тургеневу, Толстому, кстати, высоко ценивших  его писательский талант

.

Комментарии

  1. В статье есть фактологические ошибки:
    - Верещагин погиб на броненосце "Петропавловск", а не крейсере "Варяг"
    - в 1881 году казнены не "петрашевцы", а "первомартовцы" (или "народовольцы" - участники убийства Александра II). "Петрашевцы" - участники кружка Буташевича-Петрашевского - были осуждены (подвергнуты инсценировке казни) в 1849 году.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий