"Всегда с улыбкой и широкими жестами, хохотун, он как бы всегда был счастливым. Коровин это воплощение счастья жизни!". Ко дню рождения художника...
"Всегда с улыбкой и широкими
жестами, хохотун, он как бы всегда был счастливым", - вспоминал о художнике
современник. - "Коровин это воплощение
счастья жизни!".
Уже с юных лет он обращал на себя всеобщее внимание и вызывал восхищение у окружающих. Так, Михаил Нестеров, соученик по Московскому училищу живописи, ваянию и зодчества, вспоминал о студенческой поре: "Кто не знал Костю Коровина, этого причудливого, капризного, красивого юношу? <…> он был общий баловень. Баловали его профессора-художники, баловали учителя по наукам, коими он не любил заниматься, сдавая экзамены походя, где-нибудь на площадке лестницы, причем всегда кто-нибудь за него просил: "Поставьте ему три, он так талантлив!" Баловали его товарищи и училищные барышни, души не чаявшие в этом юном Дон-Жуане, или, как его тогда звали, в "Демоне из Докучаева переулка". <…> Все в нем жило, копошилось, цвело и процветало. Костя был тип художника, неотразимо действующего на воображение, он "влюблял", в себя направо и налево, никогда не оставляя места для долгой обиды, как бы ни было неожиданно им содеянное. Все его "качества" покрывались его особым, дивным талантом живописца. Легко и жизнерадостно проходил Костя школьный, а потом и житейский путь свой. Везло Косте, и он, беззаботно порхая, срывал "цветы удовольствия". То его увозило аристократическое семейство куда-нибудь в старую усадьбу на Волгу, в глушь, и там он пленял всех, от чопорных старух до "тургеневских" дворянских девушек, рассказывая, ноя и умирая, про какую-то несчастную судьбу свою; то писал великолепные этюды и говорил так красиво, увлекательно об искусстве; то летними сумерками катался с барышнями на лодке и так прекрасно, с таким чувством пел. Так проходили счастливые дни Кости, дни "юного бога".
![]() |
В.А.Серов. Портрет К.А.Коровина. 1891 |
К.А.Коровин. В саду. Гурзуф. 1914
|
Савва
Иванович нередко брал "Костеньку" в заграничные путешествия или поездки,
связанные со строительством железных дорог, которое активно субсидировал. Одним
из любопытных свидетельств их совместного путешествия в Италию в 1888 году стал
"Путевой дневник" Мамонтова с рисунками Коровина. От этой поездки сохранился и
ряд великолепных этюдов молодого живописца.
Эта
дружба и покровительство Коровину вызывала
ревность собственных детей
Мамонтова. Так, уязвленный отеческим невниманием Всеволод Мамонтов вспоминал: "Мало кого из художников так любил мой отец, мало с кем так носился, как с Коровиным. … Всесторонняя талантливость Коровина заставляла всех пренебрегать его недостатками. Все ему прощалось.
Так, всю жизнь он оставался малограмотным, неукоснительно писал он “речька” и “печька”, вставляя обязательно совершенно неуместный мягкий знак. Обладая красивым бархатным баритоном и будучи музыкален, он любил петь. Частенько просил он меня аккомпанировать ему на фортепьяно. Особенно любил он партию Онегина в опере Чайковского и более всего дуэт с Татьяной в аллее. Становясь в позу Онегина, начинал он: “Вы мне писали – не отпирайтесь” и т.д., и каждый раз обязательно пел он: “Мне Ваша искренность мела”, не обращая никакого внимания на мои замечания и поправки. Неграмотность эта происходила, конечно, от того, что он мало читал. За наше долголетнее знакомство я решительно не помню, да и не могу даже себе представить, Костеньку читающим какую-нибудь книгу".
Так, всю жизнь он оставался малограмотным, неукоснительно писал он “речька” и “печька”, вставляя обязательно совершенно неуместный мягкий знак. Обладая красивым бархатным баритоном и будучи музыкален, он любил петь. Частенько просил он меня аккомпанировать ему на фортепьяно. Особенно любил он партию Онегина в опере Чайковского и более всего дуэт с Татьяной в аллее. Становясь в позу Онегина, начинал он: “Вы мне писали – не отпирайтесь” и т.д., и каждый раз обязательно пел он: “Мне Ваша искренность мела”, не обращая никакого внимания на мои замечания и поправки. Неграмотность эта происходила, конечно, от того, что он мало читал. За наше долголетнее знакомство я решительно не помню, да и не могу даже себе представить, Костеньку читающим какую-нибудь книгу".
Несмотря на язвительность
"домашних" по отношению к Коровину, оспаривать его разностороннюю талантливость не приходилось.
Помимо успехов на выставках, где молодой художник экспонировал свои первые
картины, в 1885 году у него состоялся театральный дебют.
Поначалу Коровин участвовал в оформлении спектаклей как подмастерье
Поленова и Васнецова, но очень скоро
стал уже самостоятельно создавать художественный облик каждой постановки. Одной из первых
удач, отмеченной в прессе, стала опера Дж.Верди "Аида". Подземное царство, в
котором происходит действие, на театральных подмостках Русской Частной оперы
Коровиным было воссоздано необычайно выразительно. Вне всякого сомнения, это заявило об огромном потенциале юного
Коровина как о художнике сцены. Но
артистичная личность Константина Алексеевича в глазах его окружения всегда
затмевала любые профессиональные
достижения. Так, И.С.Остроухов после премьеры сочиняет ироничный дружеский памфлет о
коровинской "Аиде":
"Едет Коровин
В страну диковин
Прямо без
фасонов
В землю
фараонов…
Лишь поет для
виду
Оперу "Аиду".
Все идет
прекрасно,
Нравится ужасно,
Здесь вот
бедуины,
Там кругом - руины…
Климат сух…
Только вдруг –
Подъезжает к
Нилу,
Встретил
крокодилу…"
![]() |
К.А.Коровин. Парижское кафе. Вторая половина 1890-х. |
На протяжении всей жизни, полной творческих достижений, признания и славы, Коровин оставался таким же "живым, артистическим, легким, подвижным, восприимчивым к внешней стороне… истинный артист, богема, романтик" - назовет его М.К.Морозова.
Несмотря на драматизм личных
событий, на прихотливость суждений критиков, на последние два десятилетия, проведенные
за пределами родной страны, его живопись до конца дней будет сохранять в
себе согревающие душу "лучи оптимизма", ведь по выражению К.Ф.Юона "Коровину улыбались все краски мира".
В памяти своих
современников Константин Коровин навсегда останется незабываемой артистичной
и жизнерадостной личностью,
вдохновлявшей людей своим творчеством на саму жизнь, на радость бытия и любовь. Н.Г.Машковцев позже напишет о
нем: "Коровину совершенно, казалось бы,
непонятным образом удалось запечатлеть жизнь во всей ее сложности и во всем
трепете. Нет пессимизма в его творчестве, и сам он был всегда врагом пессимистического искусства. Коровин был человеком, верящим в то, что жизнь прекрасна, и это чувство, что жизнь прекрасна, наполняет его искусство".
interesting! thanks for posting!
ОтветитьУдалитьartisoo