Валентин Серов в воспоминаниях современников. Париж, 1874 год


В.С. Серова. 1880
Бумага, графитный карандаш
33 х 23,3 ГТГ
Осенью 1874 года мать и сын Серовы приехали в Париж, где по рекомендации друга семьи скульптора М.М.Антокольского, В.А.Серов начинает заниматься у молодого талантливого художника И.Е.Репина (1844-1930). 

"Главное — отношение Ильи Ефимовича к ребенку-художнику было самое идеальное; он нашел надлежащий тон — заставил себя уважать и сам уважал мальчика.

Быстро развернулись способности ученика. Теперь не только коровки и лошадки красовались в альбомчиках; стали появляться портретики, поразительно верно схваченные; также попытки, хотя робкие, неумелые копировать с репинских картин; появлялись целые сценки из жизни животных. Это были уже смелые, правдивые воспроизведения природы.
Автопортрет. 1879
Бумага цветная, графитный
карандаш. 25,3 х 14,4 ГТГ

Мы посещали усердно Jardin des plantes и Елисейские поля. Тут Тоша катался на слонах и в тележках, запряженных козочками, — все, пережитое им, передавалось бумаге. А материала было много кругом. Одни музеи так подвинули его художественное развитие, что уже в 10 лет он разбирался в произведениях искусства первой величины.

В Мюнхен я с грехом пополам руководила им в выборе осматриваемых картин; в Париже я сознавала, что Тоша верховодит мною. Илья Ефимович утверждал, что можно было безошибочно довериться его вкусу — необычайный прирожденный инстинкт сплелся с большим запасом знаний, приобретенных благодаря знакомству с лучшими оригиналами образцовых галерей, — отсюда феноменальное для его возраста понимание или, скорее, угадывание истинного художества..."




Текст вопроизводится по изданию: В.С. Серова. Как рос мой сын. М., 1968.
Автор-составитель публикации - Надежда Мусянкова


Комментарии