Валентин Серов в воспоминаниях современников. Абрамцево

Впервые Серов приехал в Абрамцево вместе с матерью летом 1875 года. Вокруг владельцев этой подмосковной усадьбы С.И. и Е.Г.Мамонтовых сформировался художественный кружок, куда вошли известные художники и скульпторы последней четверти  XIX – начала ХХ века. Дружная творческая атмосфера кружка оказала большое влияние на формирование Серова как живописца. 

Об одном из визитов в Абрамцево Серов рассказывает летом 1884 года в письме своей будущей жене, Ольге Фёдоровне Трубниковой:

Участники Абрамцевского художественного кружка.
Слева направо: С.И. Мамонтов, И.С. Остроухов, М.М. Антокольский,
П.А. Спиро, В.Д. Поленов и В.А. Серов.
Москва. [1884]. ГТГ
«Я уже здесь, в Абрамцеве около 2-х недель. Не знаю, что тебе написать о лицах, меня окружающих. Ты ведь все-таки мало от меня слышала о Мамонтовых. Буду говорить лучше о лице, более или менее тебе известном, — об Антокольском. Сегодня он только уехал, а то все время был тут. Виделся, конечно, каждый день. Часто беседовали об искусстве, конечно. Часто просто слушал, как он спорил об искусстве же с Васнецовым (он здесь живет, ты не знаешь его?) и другими. 

Умный он и начитанный (Аарон), но нетерпимый и в споре почти невозможен. Знаменитые люди часто, если не всегда, такие. Он прекрасно, серьезно относится к искусству, так же, как я хочу относиться, и работает, ты сама знаешь, видела его работы. Нравится мне тоже, что он не стоит за западное пошлое, бессодержательное направление искусства и бранит его. Странно, хотя мне и нравится это, он по приезде моем запретил мне работать и сказал, я понимаю его, что до тех пор, пока мне нестерпимо не захочется работать — не работать, т, е. морить себя голодом, чтобы потом с удвоенным или утроенным аппетитом приняться за пищу, а здесь за работу.

Дом в Абрамцеве. Этюд. 1886
Дерево, масло. 17,7 × 11. ГТГ
Я послушался и недели полторы ничего не делал, т.е. не писал, а принялся по его же совету за чтение (советовал тоже не стеснять себя выбором, читать все: научное, беллетристику, путешествия и т. д. <...>). Я откопал «Фрегат Паллада”» и, несмотря на скуку, которой там все-таки порядком, хотя она и прекрасная вещь и много в ней красивого, я все же с удовольствием кончил это длинное путешествие. Читал еще Шевченко и еще что-то. (Видишь, я тоже перечитываю те книги, которые читал или читаю, как и ты).

Работать начал только теперь. Начал этюд, пейзаж (не веселенький). Ах! Нарисовал портрет Антокольского. Сейчас буду хвастать: рисовали мы, Васнецов и я, с Антокольского, и, представь, у меня лучше. Строже, манера хорошая и похож или, если и не совсем, то во всяком случае похожее васнецовского. Антокольский хвалил, особенно за прием — это последнее меня очень радует, что прав Чистяков и его манера (это передай Дервизу). Тем не менее все-таки портрет особенного ничего из себя не представляет — увидите сами...»



Источник: Серов - О.Ф.Трубниковой <Около 13 июля 1884 г.> Абрамцево // Валентин Серов в переписке, документах и интервью. Л., 1985. Т. 1. С.34.
Автор-составитель публикации - Надежда Мусянкова.

Комментарии