Валентин Серов в воспоминаниях современников. Вагнер

Композитор Александр Николаевич Серов (1820-1871), отец художника, был в дружеских отношениях с немецким композитором-романтиком Рихардом Вагнером. О семейном визите в Швейцарию сохранились воспоминания В.С.Серовой.

Рихард Вагнер.
(1813-1883)
«Всюду — в театр, в пути, в гостях — сын наш поражал своей выдержкой, своим спокойствием, как будто он сознательно созерцал, наблюдал явления, проходящие мимо него. Еще Рихард Вагнер заметил его необычайную выдержку, когда мы, бывало, засиживались у него в Люцерне. 

“Aber diese Russen sind doch von einer unglaublichen Energie” [“А, ведь, эти русские обладают невероятной энергией”.], — говаривал он, глядя на Тошу, когда тот, не шелохнувшись, внимательно следил за окружавшими его лицами. 

Он обладал замечательной зрительной памятью, и многое запечатлевалось в его ребячьей фантазии. Например, он, будучи уже взрослым, вспомнил позу отца, пишущего за своим бюро, — позу, воспроизведенную им в портрете, находящемся теперь в музее Александра III в Петербурге. Из этого же времени — ему было всего 4 года — он помнил Вагнера, его дочь Еву, с которой он играл, беседку с фазанами, собаку Рус, на которой он ездил. 

Музей Рихарда Вагнера. Вилла Трибшен в Швейцарии,
где Р. Вагнер жил с 1866 по 1872 гг.
Его привязанность к животным была баснословна: он забывал все, готов был бросить всех, чтобы удовлетворить свою страсть — побыть в излюбленном обществе животных. Раз мы были приглашены на обед к Вагнеру — он убедительно просил не опоздать. Собрались заблаговременно. Мы жили на высокой горе. Тоша обыкновенно спускался на палочке верхом и ожидал нас у подножия. Пришли — его нет. Ищем, ищем... Уж начали придумывать всякие фантастические похищения... вдруг до нас донесся звук дальнего ржания осликов, которых много паслось в горах. Мигом осенила нас счастливая мысль. Бросаемся по направлению ослиных голосов, подходим — Тоша верхом на осле восторженно гикает, и на нас, конечно, — нуль внимания. Идти с нами отказывается наотрез. Не мало красноречия потребовалось, чтобы уговорить его отправиться к товарке — к златокудрой Еве. 

Как-то Вагнер гневно выругался при нем: “Aber so viele Esel giebt's auf der Welt”! [“Сколько на белом свете ослов”.] но, увидав его, рассмеялся от души, погладил его по головке и шутливо прибавил: “Du hast sie gern, mein Junge, gelt?” [“Тебе они милы, мой мальчик, да?”] — припомнив, как тот променял обед у Вагнера на своих любимых животных...» 


Текст воспроизводится по изданию: В.С. Серова. Как рос мой сын. М., 1968.
Автор-составитель публикации - Надежда Мусянкова 

Комментарии