Валентин Серов в воспоминаниях современников. Портреты Юсуповых

С 1900 по 1903 год Валентин Серов работал над портретами представителей семьи Юсуповых, принадлежавших к высшему аристократическому обществу, близкому к императорскому двору. Первым был написан парадный портрет княгини Зинаиды Юсуповой (1900–1902). Он создавался в роскошных апартаментах петербургского дворца на Мойке.

Портрет княгини З.Н.Юсуповой. 1900–1902
Холст, масло. 181,5 × 133
Государственный Русский музей
Зинаида Николаевна Юсупова (1861–1939) — дочь князя Н.Б.Юсупова, последнего представителя рода князей Юсуповых по мужской линии, и графини Т.А.Рибопьер, принадлежала к одному из богатейших аристократических семейств России. Супруга (с 1882) графа Ф.Ф.Сумарокова-Эльстона, которому в 1885 высочайшим указом было пожаловано право именоваться двойным титулом — князем Юсуповым, графом Сумароковым-Эльстоном. После смерти старшего сына (1908) вела большую благотворительную деятельность, особенно во время Первой мировой войны. В 1919 эмигрировала с семьей. Жила с мужем в Риме, после смерти мужа (1928) переехала в Париж к младшему сыну. 

Из письма Серова жене от 2 июня 1896 года: 

"Княгиня пришла, славная княгиня, ее все хвалят очень, да и правда, в ней есть что-то тонкое, хорошее. Она заявила, что мой портрет покойного царя вообще лучший из всех его портретов, я говорю, ну это потому, что остальные уж очень плохи — смеется, кажется, она вообще понимающая".

По воспоминаниям Феликса Юсупова-младшего, его мать "была не только умна, воспитанна, артистична, но также воплощением душевной доброты. Никто не мог устоять перед ее очарованием. <...> Многие политические деятели ценили прозорливость моей матери и обоснованность ее суждений". Художник не любил "богатых людей за их самодовольство и тщеславие… однако чувствовал себя легко и свободно в кругу моей семьи. <...> Моя мать, высоко ценя талант Серова, никогда не отказывала ему в нужном для позирования времени. Сама же она <...> с доброжелательной лукавостью говорила: "Я худела, полнела, вновь худела, пока исполнялся Серовым мой портрет, а ему все мало, все пишет и пишет!" <...> Особенно радовался Серов, когда ему удалась улыбка моей матери, которую он очень любил. Любил он и ее подвижность лица и ее грацию".


Источники:

Валентин Серов в переписке, документах и интервью. Л., 1985. Т. 1. С. 224.
Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников. Л., 1971. Т. 2. С. 298. 

Автор-составитель публикации - Надежда Мусянкова

Комментарии