Валентин Серов в воспоминаниях современников. Работа в Совете Третьяковской галереи

В.В.Матэ. Портрет В.А.Серова. 1910-е
Бумага, цветной офорт. 33,4 × 22,6. ГРМ
Исполнен с акварельного автопортрета
(1901, Одесский художественный музей,
Украина).
Валентин Серов с 1899 по 1911 год был членом Совета Третьяковской галереи, созданного после смерти П.М.Третьякова. К этой общественной деятельности он подходил крайне ответственно и внес большой вклад в развитие и пополнение собрания Галереи. 


Из воспоминаний первого хранителя Третьяковской галереи Н.А.Мудрогеля:

"Другой член совета — художник В.А.Серов — был, в противоположность Остроухову, до крайности замкнут и неразговорчив. Я не знаю другого человека, который был бы так же молчалив, как он. Молча придет и молча же уйдет. Лишь в протоколах заседаний совета коротенько отметит, согласен он с решением или не согласен. 

У него была манера постоянно держать папиросу в зубах. Закусит, и так все время держит. На известном акварельном автопортрете он очень правильно изобразил себя: папироса в зубах, суровое лицо, гордый поворот головы. 

Во время заседаний совета он постоянно рисовал карандашом на листах бумаги, положенных перед каждым членом совета. Иногда это были отличные, очень сложные рисунки. После заседаний он сминал их, рвал, бросал в корзину под стол, а иногда так оставлял на столе.   
<…>
И.С.Остроухов, А.П.Боткина и В.А.Серов
(возле дома Остроухова в Трубниковском
переулке). Фотография. 1900-е, Москва
Отдел рукописей ГТГ.

В совете Серов, Остроухов и Боткина постоянно отстаивали покупку картин у молодых художников — Врубеля, Александра Бенуа, Лансере, братьев Коровиных, Архипова, Малютина, Кустодиева, Рериха, Сомова. А их ярым противником был Цветков — друг Маковского. 

Иногда Цветков жаловался городской думе, что совет покупает "уродливые вещи" и платит большие деньги. В думе были единомышленники Цветкова, мало понимающие в искусстве. Начинались разговоры, недовольство. Серов и Остроухов решительно защищали молодых. А.П.Боткина [дочь П.М.Третьякова] соглашалась с ними, и картины покупались вопреки мнению Цветкова и части гласных думы.
<…> 

В галерее Серов руководил построением экспозиции. Как раз развеска картин лежала на мне, и поэтому двенадцать лет подряд я встречался с Серовым очень часто, но и с нами он был необычайно молчалив. Ходит бывало, по залам, смотрит, думает, мысленно примеряет. Потом молча покажет мне рукой на картину и потом место на стене, и я уже знаю: картину надо вешать вот именно здесь. И когда повесим, глядь — экспозиция вышла отличная… Иногда он нарисует, как должны быть расположены картины, — и замечательно хорошо это у него выходило".

Источник:
Мудрогель Н.А. Пятьдесят восемь лет в Третьяковской галерее. Л., 1962. С. 107–109.

Автор-составитель публикации - Надежда Мусянкова

Комментарии