Валентин Серов в воспоминаниях современников. Посмертная выставка 1914 года

Посмертная выставка произведений В.А.Серова в Санкт-Петербурге проводилась в залах Императорской Академии художеств с 4 января по 2 февраля; в Москве — в Художественном салоне К.И.Михайловой на улице Большая Дмитровка с 8 февраля по 15 марта. В состав комитета выставки вошли ближайшие друзья Серова, а также коллекционеры его произведений — И.Э.Грабарь, А.П.Боткина, И.С.Ефимов, С.П.Дягилев, В.О. и Г.Л.Гиршман, И.А.Морозов, И.С.Остроухов и другие.

В.А.Серов Фотография К.Фишера. 1911, Москва. Отдел рукописей ГТГ

Из воспоминаний О.В.Серовой, дочери художника:
"На посмертной выставке Серова всех поразило невероятное количество работ — поразило пришедших на выставку, поразило близких и родных, думаю, поразило бы и самого Серова.
Когда, как было им столько сделано за такую его короткую жизнь (он умер сорока шести лет) и так незаметно для окружающих? Объясняется это отчасти тем, что он очень мало говорил о своих работах, очень мало о них рассказывал, — как видно, для его творчества ему не нужно было никакой словесной помощи".

Из статьи В.Я.Брюсова "Валентин Александрович Серов", которая была прочитана поэтом на вечере памяти художника в обществе "Свободная эстетика" 1 декабря 1911:

"Художник ни разу не устраивал сколько-нибудь полной выставки своих полотен, на которой можно было бы сразу обозреть всю его деятельность или хотя бы ее значительную часть. <…> Но когда вспоминаешь в разные годы и в разных местах виденные картины и рисунки Серова, невольно чувствуешь великую мощь его чисто художественного дарования. Художник был он — не только прежде всего, но и исключительно; у него была душа художника, глаза художника, руки художника. 

Мы можем представить себе Врубеля — поэтом, Сомова — автором изысканных новелл, но Серов мог быть и был только господином кисти. Его глаз видел безошибочно тайную правду мира, и когда его рука чертила рисунок или покрывала красками полотно, оставалось сказать: „Так оно есть, так было, так должно быть“. Серов не любил яркости красок, но своими полусерыми тонами он создавал впечатление многообразнейшей красочности; он еще раз доказал, что сила и правда живописи не в абсолютной яркости красок, и на его серых полотнах горят все цвета, какие только может воспринять наш глаз в этом мире".

Источники:
Серова О.В. Воспоминания о моем отце Валентине Александровича Серове. Л., 1986. С. 159.
Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников. Л., 1971. Т. 2. С. 465.

Автор-составитель публикации - Надежда Мусянкова


Комментарии