Валентин Серов в воспоминаниях современников. "Шехерезада"

В 1910 году между директором Императорских театров В.А.Теляковским и С.П.Дягилевым возник публичный спор о значимости проведения Русских сезонов за рубежом. Кроме того, Н.Н.Римская-Корсакова, вдова знаменитого композитора, была возмущена свободной интерпретацией музыки симфонической сюиты "Шехеразада" и даже назвала постановку Дягилева "самовольной и антихудожественной". 

Занавес к балету "Шехеразада". Эскиз

Серов выступил в защиту Дягилева с открытым письмом, которое опубликовали в газете "Речь" (22 сентября 1910, № 220):
 
"…на мой взгляд, единственно на что можно было смотреть, и смотреть с удовольствием этой весной в Париже, — были именно эти балеты в Grand Opéra. <…> вообще в настоящее время русские театральные постановки стоят на первом месте, свидетельствуют европейские художники, французы и немцы. И, действительно, над этим в театрах у нас работают лучшие художники, что пока не принято в Европе.

Балеты Дягилева, поставленные сообща — Бакстом, Бенуа, Фокиным и Дягилевым, были положительно красивы <…> некоторые же, как „Шехеразада“, прямо великолепны. О том, что балеты эти нравились, можно было заключить не по одному успеху у публики, которая заполняла залы Opéra, но и потому, что высказывалось литераторами, музыкантами, художниками разных формаций, начиная с представителей салона Елисейских полей и кончая Матиссом, которые выражали свое восхищение, чему сам был очевидцем.
 
Ставить „Шехеразаду“ вопреки тексту Римского-Корсакова, подписанному под его музыкальной сюитой, конечно, большое святотатство, но надо это святотатство видеть, — тогда преступление становится не столь тяжким и примирение возможно. Так много вложено в эти танцы истинной красоты, красоты одеяний, фона, красоты самих существ, движимых пленительной музыкой Римского-Корсакова, что забываешь эту разницу теста, а видишь и ощущаешь близость Востока и признаешь сказку из тысячи и одной ночи".

Источник:
Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников. Л., 1971. Т. 1. С. 495–496.

Автор-составитель публикации - Надежда Мусянкова

Комментарии