И.К.Айвазовский и Н.В.Гоголь в Италии и России

В воспоминаниях профессора Н.Н.Кузьмина можно встретить подробное описание жизненного уклада Айвазовского во время его пребывания в Италии. "Любимой прогулкой Айвазовского в Риме была прогулка на морском берегу или на Viа Арpiа; он прерывал ее на время, чтобы пообедать во французском ресторане, или трактире Falconе и затем до заката солнца снова гулять, любуясь морем и набрасывая эскизы в свой альбом или осматривая древности, иногда вместе с Гоголем. 

По приезде в Рим почти каждое утро Иван Константинович заставал Гоголя в кофейной del buon gusto отдыхающим на диване после завтрака, состоявшего из большой чашки крепкого кофе и жирных сливок. Затем Гоголь спешил домой писать свой роман, а Иван Константинович отправлялся к себе и весь уходил в свою работу, которая быстро спорилась в его умелых руках.

Но Гоголь писал медленно и, по словам И.К., только при отъезде его, когда они разъезжались в разные стороны, он прочел ему поэтические главы первою тома "Мертвых душ". "Но что это было за чтение, с каким чувством и полнотой выражения, с каким огнем вдохновения бессмертный творец читал мне свой роман, в то время как глаза его блистали неземным огнем, необычайно светились и проникали насквозь в душу, а на щеках пылал яркий румянец'', - говорил Иван Константинович, вспоминая, что эти полные образных типов главы запечатлелись с тех пор и приобрели в его памяти особенный колорит. 

Айвазовский И.К. Туманное утро в Италии. 1864.
Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского.

По словам И.К., Гоголь не выносил римского зноя и при наступлении жары бросал свои прежние привычки, запираясь надолго дома и жалуясь на свой организм и натуру. При этом в доме закрывались ставни от палящих лучей южного солнца, и на письменном поле Гоголя появлялся полный графин чистой, прозрачной, холодной волы из каскада, который, в промежутках между работой, осушал он до дна, жалуясь на свой странный организм и говоря, что любимым напитком его была холодная вода.

В свободные вечера вместе с Айвазовским Гоголь перечитывал любимые места из Данте и стихов Пушкина. Гоголь, как истинный поэт и художник в душе, всем восхищался, и особенно картинами Айвазовского. Встретив вторично <...> в 1842 году Гоголя в Риме, Айвазовский неизменно проводил свои вечера в "келии'" у Гоголя, куда иногда приходили и другие художники: Штернберг, Моллер, друг Н.В.Гоголя известный художник Иванов и пр. 

Гоголя все любили и уважали. Он был душою всего этого небольшого кружка художников. Здесь много говорили об искусстве, толковали о художественных новостях Рима, и здесь развивался и креп талант И.К.Айвазовского. Тогда же были написаны А.А.Ивановым (в начале 1840-х годов) и два очень удачные и схожие портрета Гоголя масляными красками. Один из этих портретов Н.В. подарил Жуковскому, другой - Погодину. Кроме того, Иванов сделал для себя с него рисунок карандашом, который Гоголь, при вторичной встрече с ним во Флоренции, выпросил у него с тем, чтобы подарить Ивану Константиновичу".

Дружба Гоголя и Айвазовского, конечно, продолжилась и за пределами Италии. "Иван Константинович часто рассказывал <...>, что с Гоголем он встречался впоследствии в Петербурге и Москве. Я слышал от И.К. о существовании небольшого рисунка, сделанного еще в начале 40-х годов, кажется известным художником Пименовым, где изображены во весь рост, конечно в небольшом виде, все наши художники "русской колонии", бывшие в Риме в одно время с ним и Гоголем, как то: Ставасер, Рамазанов, Иванов, Логановский, Штернберг и др., а посреди них Гоголь, но видеть этого рисунка мне не пришлось. Известный скульптор Бернштам высек из мрамора бюст И.К.Айвазовского, почти относящийся к этой эпохе. Он находится в его картинной галерее в Феодосии, а другой - позднейшей работы академика Чижова, по желанию государя, украшает один из главных верхних залов музея императора Александра III..."

Источник:
"Воспоминания об И.К.Айвазовском профессора Н.Н.Кузьмина", 1901 


Комментарии