И.К. Айвазовский и Л.Н.Толстой

Н.Н.Кузьмин, биограф И.К.Айвазовского, вспоминал: "Айвазовский считал себя всегда горячим поклонником Пушкина и Гоголя и восхищался, как художник, женскими типами и образами в произведениях Тургенева и Толстого. Из художников - беллетристов он предпочитал Л.Н. Толстого, "за его стремление к правде и душевную чистоту", как он выражался.

Крамской И.Н. Портрет писателя
Льва Николаевича Толстого. 1873
И.К. рассказывал нам <...>, что с увлечением зачитывался "Войной и миром" и находил в нем много простой художественной правды и задушевности. И вот теперь ему стали приписывать полнейшее незнакомство с Толстым, его взглядами и названным романом, который ему, будто бы, "не было времени читать".

Айвазовский находил в разговорах всегда особенно привлекательной из женских образов в русской литературе именно героиню Наташу Ростову, и в этом отношении он вполне сходился с И.Е.Репиным, который также, по его словам, восхищался героиней романа Л.Н.Толстого. И.К. прочитал первые рассказы Толстого из севастопольской обороны по совету императора Николая Павловича, обратившего внимание его на них и восхищенного ими в 1855 г. По рассказу его, за них, по приказанию императора, Толстой был переведен с 4-го бастиона в другое, менее опасное место.

К этой эпохе относится и первая встреча И.К.Айвазовского с графом Л.Н.Толстым, юношеские речи которого произвели на него такое же впечатление горячей и дышащей вдохновением убедительности, как и позднейшие сочинения. Роман "Война и мир"" появился в 60-х годах, и И.К., заинтересованный Толстым, прочел его раньше "Анны Карениной", напечатанной в 1877 году.

Нужно ли говорить, что Айвазовский читал все произведения Л.Н.Толстого при самом выходе их в свет? В Москве при встрече с Л.Н.Толстым во время устройства своей выставки он вел с ним горячие споры, не соглашаясь в некоторых взглядах его на жизнь, которые И.К. называл "парадоксами", отдавая в то же время должную дань Льву Николаевичу как художнику и мировому гению, давшему яркие образы в литературе и создавшему свою эпоху и школу. У Гоголя он находил "полнейшую аналогию с Толстым в отрицании и разрушении современного строя". Он читал гоголевскую "Переписку с друзьями" и называл ее "бесповоротными похоронами всех политических идеалов, гениальным бредом горячего мыслителя - мистика, написанным чуть не под пушечные выстрелы Севастополя, в эпоху тяжелого и для него Севастопольского погрома".
Ге Н.Н. Портрет Льва Николаевича
Толстого. 1884

"Меня рассмешило близорукое негодование "возмущенных" бессердечием публики рецензентов, когда при первом представлении в театре новой драмы Льва Толстого "Власть тьмы", с специально выписанными не только костюмами, но и калужскими бабами, не фальсифицированными, а настоящими, у вас, в Киеве, раздался загадочный, по мнению рецензента, взрыв смеха", - говорил И.К.Айвазовский. "Для них это загадочный смех, а для меня это смех, делающий честь публике, если только она хотела выразить протест против мелодрамы, в которую впал Толстой. Что он хотел выразить в этой пьесе, наполненной всевозможными ужасами, но такими, которые вовсе не составляют характерных примет темного народа, а столь же свойственны и культурному обществу?

Эта пьеса не согласуется с народническим направлением Льва Николаевича, известным мне раньше. Если обобщить выводы "Власти тьмы'', то окажется, что мало-мальски развитой мужик уже негодяй, а добродетель свойственна только таким слабоумным, каким является пресловутый мужичок - Аким. Матрена и Никита еще чаще являются в скрытом виде среди нас самих. Пьянство, кулачество, суеверность - вот характерные и известные черты народного быта; их рельефно обрисовать и указать выход, основанный на чуткой совести и др. чертах - вот задача драматурга. "Власть тьмы'' только осуждения заслуживает, как сценическая пьеса, но за что мы должны быть благодарны Толстому - это за доступ на сцену драмам из народного быта". 

 Мы уже слишком привыкли отыскивать страдания лишь под по кровом шелка, бархата и тому подобным, говорил И.К. Вообще И.К.Айвазовский принадлежал к тому разряду художников, которые могут являться только в самом образованном обществе, где литературные вопросы занимают всех, образуя партии, возбуждая жаркую борьбу за принципы, где теория искусства до того переходит в жизнь, что заставляет столяра во время работы беспокоиться о нерешенном споре. Таким, по крайней мере, представлялся И.К.Айвазовский всем знавшим ею и признававшим за ним начитанность..."


Источник:
"Воспоминания об И.К.Айвазовском профессора Н.Н.Кузьмина", 1901

Комментарии