Мы продолжаем публикацию историй из
жизни художественной Москвы. Первый цикл публикаций посвящен
Москве, какой её знала скульптор Анна Голубкина. Сегодня расскажем об особняке на Пречистенке, в котором когда-то жила знаменитая танцовщица Айседора Дункан. Анна Голубкина не только была знакома с балериной, но и вдохновлялась её творчеством.
В этом доме Айседора Дункан, знаменитая
американская танцовщица, считающаяся основоположницей свободного танца, поселилась в 1921 году.
Будучи профессиональной балериной, она создала кардинально новое
направление: отказавшись от классических костюмов, Айседора выступала
босой, одетая в греческий хитон, чем изрядно шокировала публику. В
России Дункан дала несколько концертов в 1904–1905 и 1913 годах. В 1921
году она получает официальное приглашение от наркома просвещения
Анатолия Васильевича Луначарского открыть собственную танцевальную школу
в Москве на Пречистенке, 20.
![]() |
Пречистенка, 20. Усадьба А.К.Ушкова. Фото - Евгений Алексеев |
Первый набор школы (около 60 девочек
от 4 до 12 лет) состоялся в октябре 1921 года. Помимо танца
воспитанницы получали общее образование, изучали иностранные языки
(французский, английский), гимнастику, пение, живопись, лепку. Дункан
исходила из того, что именно ребенок с его детской непосредственностью, c
прирожденной внутренней выразительностью, должен быть наиболее
восприимчивым к естественным движениям ее танца, к системе ее
художественного воспитания. Уже в ноябре 1922 года на сцене Большого
театра состоялось совместное выступление Айседоры с ее ученицами.
![]() |
Айседора Дункан |
Знаменитый
дом с балконом на Пречистенке, где всего три года прожила Айседора
Дункан, достоин отдельного рассказа. Дом был построен в конце XVIII
века, возможно, по проекту знаменитого архитектора Матвея Казакова. В
начале ХХ века особняк принадлежал миллионеру Алексею Константиновичу
Ушкову, владевшему крупной чайной фирмой "Губкин и Кузнецов". Для своей
красавицы-жены — примы-балерины Большого театра Александры Михайловны
Балашовой Ушков заказал перестройку своего особняка на Пречистенке и
оборудовал в нем специальный репетиционный танцевальный зал.
Октябрьская
революция 1917 года стала неожиданностью для семьи коммерсанта и
балерины. Через пять лет под видом путешествия по Волге супруги навсегда
покинули Россию. В Париже они обосновались на рю-де-ля-Помп, и
Александра Михайловна продолжила свою балетную карьеру уже на сцене "Гранд-опера".
![]() |
Айседора Дункан и Сергей Есенин |
Уже во Франции Балашовой стало известно, что ее
особняк на Пречистенке с зеркальным репетиционным залом отдан под школу
прибывшей в Россию знаменитой босоногой танцовщице Айседоре Дункан. По
иронии судьбы так случилось, что дом на рю-де-ля-Помп, в котором
поселились Ушков и Балашова по приезде в Париж, принадлежал ранее как
раз Айседоре Дункан. Так две великие танцовщицы невольно обменялись
особняками. В Москве Айседора Дункан познакомилась с Сергеем Есениным.
Они жили вместе в особняке на Пречистенке. Именно здесь Есенин создал
свою "Исповедь хулигана" и многие другие произведения. Но союз
эксцентричной танцовщицы и молодого поэта не был долгим. Уже в 1924 году
их брак был расторгнут. В том же году Айседора покидает Россию и
отправляется во Францию.
![]() |
А.С.Голубкина. Рельеф «Дама». 1912. Известняк. Музей-мастерская А.С.Голубкиной |
Уже находясь в Европе, она получает
известие о самоубийстве Есенина. Трагически и нелепо заканчивается жизнь
и самой Айседоры. 14 сентября 1927 года в Ницце, после только что
созданного в студии нового танца, воодушевленная, в приподнятом
настроении она садится в спортивный автомобиль "Бугатти 35", восклицая: "Прощайте, друзья! Я иду к славе!", и уже через минуту оказывается
задушенной собственным шарфом, зацепившимся за ось автомашины.
Скульптор
Зинаида Дмитриевна Клобукова, ученица Голубкиной, оставила воспоминания
о том, как Анна Семёновна звала ее в студию Дункан, так как громадное
значение придавала пластике человеческого тела. В гармонии движений
Айседоры Дункан и ее учениц Голубкина видела красоту и правду. В своей
скульптурной пластике художница тоже всегда экспериментировала. Она
могла, например, предложить натурщице-танцовщице станцевать «горе», а
другой модели — представить, что она идет, сопротивляясь порыву ветра. В
творчестве Анны Голубкиной есть ряд произведений, связанных с кругом
Айседоры Дункан, русских танцовщиц Людмилы Алексеевой и Эллы Рабенек, —
графические листы с изображением танцующих натурщиц, рельеф "Дама"
(1912, в постоянной экспозиции Музея-мастерской А.С.Голубкиной), камеи "Балерина" и "Девушка со светильником" (местонахождение обеих
неизвестно), пластический этюд "Волна" (1909, Музей-мастерская
А.С.Голубкиной).
Услышать больше интересных историй о связанных с жизнью и творчеством скульптора уголках Москвы можно в бесплатном мобильном маршруте,
подготовленном сотрудниками музея-мастерской А.С.Голубкиной. Подробнее о
том, как воспользоваться мобильным приложением и о других экскурсионных
маршрутах Третьяковской галереи можно узнать на нашем официальном сайте.
Комментарии
Отправить комментарий