7 июля исполняется 130 лет Марку Шагалу, одному из самых знаменитых художников
ХХ века. Его творчество было чрезвычайно разнообразно – живописец, график, художник театра, иллюстратор книг, керамист,
создатель фресок, витражей, поэт и автор
интереснейших мемуаров. Взлет художника
из местечкового быта Витебска к вершинам
мировой славы был поистине фантастическим и сейчас его творчество принадлежит
не только России и Франции, он поистине стал гражданином мира. Главным в
творчестве Шагала всегда были вечные
темы – любовь, материнство, собственно
жизнь человека – одухотворенные и мифологизированные мастером.
![]() |
Шагал М.З. Над городом. 1914-1918 |
Уже в
первых самостоятельных работах художника
отчетливо проявляется визионерский характер его творчества: реальность,
трансформированная фантазией мастера, приобретает черты фантастического
видения. Тем не менее, все ирреальные образы — скрипачи на крыше, зеленые
коровы, головы, перевернутые или отделенные
от туловищ, летающие в небе люди — не произвол безудержной фантазии, а
отражение внутреннего мира художника. В
основу его образов лег сложный сплав собственной и народной
памяти, национального ритуального мышления, фольклора, возвышающей мечты,
наивного, в чем-то простодушного, восприятия мира, смутной тревоги и волнующих
предчувствий. В поисках
художественного языка, способного передать всю сложность его внутреннего
видения, Шагал, получивший первые уроки живописи в Витебске у И.Пэна, а позднее
занимавшийся в Петербурге у Л.Бакста,
уже не находил источника вдохновения в русском искусстве, все еще
пребывающем, с его точки зрения, в младенческом состоянии. Найти ответы на свои
вопросы он мог только в столице художественного мира — Париже.
![]() |
Шагал М.З. Ландыши. 1916 |
"В это время я понял, что должен ехать в
Париж. Почвой, в которой коренилось мое искусство, был Витебск; но ему так же
нужен был Париж, как дереву нужна вода. Других причин покинуть родину у меня не
было, и я думаю, что в моих картинах я всегда оставался верен ей",- писал Шагал в книге "Моя жизнь". В 1910 году Шагал впервые попал в Париж. Он пережил, по собственному
выражению, "революцию видения", познакомившись с традициями французской
живописной культуры. Молодой человек оказался в центре европейского авангарда,
сблизился со многими художниками и литераторами; его другом был известный поэт
Гийом Аполлинер. Шагал поселился в знаменитом "Улье" — двенадцатиугольном доме
со множеством дешёвых мастерских, где он жил по соседству с Фернаном Леже,
Амедео Модильяни, Хаимом Сутиным, Осипом Цадкиным (позднее творчество этих
художников получило название парижской школы).
Можно сказать, что и в России и во
Франции Шагал оказался вне направлений, вернее "между" направлениями. Используя
в своих картинах приемы стилевых
направлений, бытующих в европейской живописи рубежа 1900-1910-х годов, Шагал не стал в прямом смысле слова ни
экспрессионистом, ни кубистом, ни футуристом. С самого начала своего творчества
он обращался к вечным темам: любви, рождения и смерти, добра и зла.
![]() |
Шагал М.З. Окно на даче. Заольшье близ Витебска. 1915 |
Если для обычного человека выражение "летать на крыльях любви" - это просто метафора, то для Шагала это буквальное
действие, которое он изображает на плоскости холста с такой же само собой
разумеющейся естественностью и простотой, как и милый его сердцу вид родного
Витебска. Сила любви дает возможность преодолеть земное притяжение, оказаться в
свободном полете, взглянуть сверху на разноцветные домики, окруженные серыми
заборами, на белокаменный собор под зеленой крышей, отрешиться от обыденности.
Эта тема полета над миром станет постоянной в дальнейшем творчестве Шагала,
по-разному варьируясь и изменяясь в зависимости от его душевного состояния и исторических
событий, которые происходят в это время.
Шагал всегда стремился создавать
настоящее большое искусство, но по-разному подходил к этой цели в разные
периоды своей жизни. В поздний период — не считая многочисленных литографий,
среди которых знаменитые иллюстрации к Библии (1957) и "Дафнис и Хлоя" (1961),
а также живописных работ, — главной точкой приложения сил стали для него
монументальные росписи, мозаики, гобелены и витражи. Одну за другой Шагал
создает - упомянем только важнейшие - интерьер церкви в Плато-д'Асси в Савойе
(1957); настенную роспись в фойе театра во Франкфурте (1959); витражи для
синагоги Университетской клиники Хадасса в Иерусалиме (1962); витражи для
здания ООН в Нью-Йорке и роспись плафонов в Парижской Опере (1964); настенные
росписи в Токио и Тель-Авиве и в здании Метрополитен Опера в Нью-Йорке (1965);
росписи в новом здании Кнессета в Иерусалиме (1966); мозаики для университета в
Ницце (1968); витражи для собора св. Девы Марии в Цюрихе (1970); мозаики для
Музея Шагала в Ницце (1971); витражи для Реймского собора и мозаики для Первого
национального банка в Чикаго (1974); витражи для собора св. Стефана в Майнце
(начаты в 1978-м). Ни сам Шагал, ни его заказчики не придавали большого
значения принадлежности к той или иной религиозной конфессии. Художник равно
отдавал свой талант и синагогам, и христианским соборам.
![]() |
Шагал М.З. Введение в Еврейский театр. Панно для оформления Еврейского камерного театра. 1920 |
Никто другой в XX веке не обладал таким
даром гармонично сводить воедино, казалось бы, непримиримые противоположности.
Он наводил мосты между все более расходившимися в течение столетий религиозными
направлениями и, что не менее важно, художественными идеологиями. Именно этот
дар позволил ему выразить стремление людей к слиянию в единую братскую семью.
Шагал прожил
почти сто лет и стал классиком при
жизни. Его бесчисленные выставки привлекали толпы поклонников. Люди
чувствовали, что это — великое искусство, хотя многие не все понимали в нем.
Без конца слышались вопросы: "А почему он так его исказил?" "А почему вверх ногами?" "А почему этот человек без
головы?" Может быть, лучше всего на это ответит сам Мастер: "Искусство не
может быть реальным без толики ирреального. Я всегда ощущал, что красота —
наоборотна. Я не знаю, как вам это объяснить. Вспомните, как выглядит наша
планета. Мы парим в пространстве и не падаем. Чем же это не сон? Вот почему мои
персонажи взмыли в небо задолго до космонавтов".
Автор - Людмила Николаевна Бобровская, хранитель музейных предметов 1 категории отдела живописи второй половины XIX - начала XX века
Комментарии
Отправить комментарий