Скульптура: глина - терракота - майолика

Эту неделю мы посвящаем скульптуре! Мы расскажем о материалах и стилистике скульптуры на примере работ Сергея Тимофеевича Коненкова, Михаила Александровича Врубеля и Анны Семеновны Голубкиной.
М.А.Врубель. Слева направо:  Мизгирь. 1899-1900. Лель. 1897-1898; Купава. После 1899

Скульптор начинает свою работу с модели, которую он создает из глины. Глиняные статуэтки могут быть не только черновиком для основной скульптуры, но и самостоятельными произведениями искусства. Если скульптор решит создать такие миниатюры, то глину обжигают. Скульптуру из обожженной глины называют "терракотой". 

Работа с глиной требует внимания и точных навыков. Во-первых, при обжиге глина уменьшается в объеме и окончательный вариант может быть несколько меньше первоначальной модели. Поэтому скульптор должен хорошо представлять себе, какого размера он хочет видеть свою работу. Во-вторых, для глиняных статуэток характерны замкнутые формы, ведь выступающие части трудно обжигать. Но терракота – это все же глина, поэтому она пропускает воду. Чтобы это преодолеть, ее покрывали глазурью. Самые ранние образцы глазурованной терракоты находят уже в древней Персии. Арабы в VIII веке принесли эту технику в Испанию, особенной популярностью она пользовалась на острове Мальорка (Майорка), отсюда и название — майолика.

В России на рубеже XIX–ХХ веков майоликой очень увлекались. Мастерскую, которую знали все, устроил в Абрамцеве, дачном месте под Москвой, миллионер и ценитель искусства Савва Мамонтов. Там он установил печь для обжига статуэток и поставил их производство на поток. 

Каждый уважающий себя дом в Москве, Петербурге, других городах, считал своим долгом приобрести модели, выполненные лучшими художниками того времени: Врубелем, Головиным, Серовым. Заведовал производством художник-керамист Петр Ваулин. Он был и главным технологом - разрабатывал рецепты новых глазурей. Набравшись опыта и заработав денег у Мамонтова, в 1906 году он открыл собственную мастерскую в Петербурге. Постепенно эти мастерские стали делать не только миниатюры, но детали архитектурного декора: стиль модерн, процветавший в больших городах в 10-х годах ХХ века,  нуждался именно в таких украшениях.



Автор: Мария Морозова,
научный сотрудник Отдела скульптуры 


Комментарии