“Мужики и бабы”: экспонаты выставки

Последнюю неделю в Новой Третьяковке работает камерная выставка редко экспонируемой скульптуры ХХ века из наших запасников "Мужики и бабы". Об экспонатах рассказывают научные сотрудники Отдела скульптуры. 


1. Иван Семёнович Ефимов. Тамбовская невеста. 1914

Эту русскую красавицу с длинной до колен косой можно увидеть на выставке "Мужики и
бабы", срок экспонирования которой подходит к концу. И.С.Ефимов хорошо известен своими произведениями в анималистической скульптуре. Много нового им было сделано и в области декоративной скульптуры. Ефимов - художник в широком смысле этого слова, для которого искусство не только профессия, но и образ жизни, он сразу мыслит скульптуру в связи с тем, из чего эта скульптура будет сделана. Поэтому ввиду неисчислимости разнообразия сюжетов ему было нужно и разнообразие материалов. Керамика привлекала его не только очарованием своей поверхности, но и тем, что в скульптуру вводился цвет, законно и органически слитый с объемом.
В поездках по стране художник сделал многочисленные зарисовки крестьянок в народных костюмах. Насыщенная живописная красочность одежды тамбовских девушек, желание увидеть своих скульптурных крестьянок в блистающем нарядном материале подтолкнули его поездке на завод по изготовлению продукции из фарфора и фаянса в Конаково. В начале ХХ века основной продукцией скульптуры в фарфоре были статуэтки размером не более 25 сантиметров, изображающие забавные сюжеты, стиль которых отличался пресловутой жеманностью. И.С.Ефимов же возвращается к фарфору монументальному, к круглому фигурному фарфору больших размеров, который возник при зарождении фаянсового производства в эпоху Возрождения в Италии. Он создает скульптуру на предельном размере продукции, выпускаемой заводом – "аршин с четвертью" (90 см), с четким силуэтом, компактным объемом, ярким броским цветом. "Я очень люблю на ярком солнце лепить – фигуру четко воспринимаешь", - написал Ефимов в своих заметках. Собиратель поморских сказок, писатель Б.В. Шегрин точно определил величие образа, созданного скульптором: "Не человек – колокол". На кургане поставить, будут с поездов смотреть. И у моря можно поставить, где хочешь. Она точно огромная стоит. Вот какой памятник создали".*

*И. Ефимов Об искусстве и художниках. М. 1977

 

2. Сергей Михайлович Чураков. Бабушка деревенская. 1942  

Фото: Лариса Бедретдинова
Среди экспонатов почти нет работ военного времени. Трогательный образ "Бабушки деревенской" Сергея Чуракова был создан именно в эти суровые, трагические годы.

Сергей Чураков получил образование живописца, его учителями в МУЖВЗ были К.Коровин, В.Серов, В.Бакшеев.

В 20-е годы он работал по заказам Кустарного музея, в 1933 г. был главным художником Гжельского завода. Чураков создавал игрушки, композиции на темы русских народных сказок. "Бабушка деревенская" напоминает "Старичка-полевичка" и других персонажей славянского фольклора Сергея Коненкова, в ней также как и у Коненкова дерево слегка подцвечено (Чураков использовал для этого акварель). "Бабушку деревенскую" можно принять и за сказительницу, и за героиню волшебных сказок. Вместе с тем в образе есть драматические ноты, напоминающие о суровой жизни деревни военного времени.



3. Борис Данилович Королев. Крестьянин из Ясной Поляны (Федот Нечесаный). 1930 

Борис Королев – виднейший скульптор 1-ой половины ХХ столетия, активно участвовавший во многих начинаниях своей эпохи (работал в коллегии ИЗО при Наркомпросе, создавал
Фото: Лариса Бедретдинова
памятники для Плана монументальной пропаганды, входил в различные объединения художников). В 1920-е гг. после авангардных экспериментов вернулся к реалистическому языку.

Портрет был создан в тот период, когда Борис Королев работал над статуей «Л.Толстой последних лет» для установки в школе в Ясной поляне к 100-летнему юбилею писателя. Яснополянский крестьянин был интересен Королеву, прежде всего, как современник Толстого.

Интересен прием обработки мрамора, примененный Королевым. На всей поверхности скульптуры оставлены следы траянки, инструмента, которым, как известно, особенно изощренно владел Микеланджело. Королев не стремится заглаживать поверхность, поскольку для него это являлось художественным приемом. В портрете Федота Нечесаного параллельные борозды, пересекающиеся в разных направлениях, создают живописный эффект, который выражен в беспорядке вьющихся прядей волос и рельефе лица, словно покрытого морщинами.



4. Ольга Константиновна Сомова. Пляшущая баба.1929


Фото: Наталья Розенвассер

Об Ольге Константиновне Сомовой известно мало. Она принадлежала к поколению молодых скульпторов, чье творчество формировалось уже после революции, Сомова окончила Вхутеин, где училась у Б.Д.Королева и стала стипендиатом "Фонда в помощь молодым дарованиям" при Наркомпросе. В 1928 году была отправлена в командировку в Германию и Италию. "Пляшущая баба" была создана в 1929 г., во время пребывания за границей.

Сомову явно привлекали женские образы, ей принадлежат статуи "Партизанка" и "Крестьянка", созданные около этого времени, все они отличаются энергией и ясностью форм, обобщенностью, придающей образам идеализированно-условный характер.

В "Пляшущей"» обращает на себя внимание пластика круглой формы, представляющей зрителю интересные ракурсы. Многоаспектность статуи – сложная проблема, разрабатывающаяся скульпторами на протяжении столетий. Еще в античные времена древнегреческий мастер Скопас в знаменитой "Менаде" использовал спиралеобразный разворот торса, благодаря которому движение фигуры выразительно с любой точки зрения. Сомова выбрала сходный мотив бурного, вихревого танца, но при этом его линейные ритмы более угловаты и резки.



5. Вера Игнатьевна Мухина. Крестьянка. 1927

Слева: Вера Игнатьевна Мухина. Портрет колхозницы Матрёны Левиной. 1934
Справа: Вера Игнатьевна Мухина. Крестьянка. 1927
Фото: Наталья Розенвассер, Лариса Бедретдинова

Хотя выставка "Мужики и бабы" носит камерный характер, одним из центральных произведений на ней является монументальная "Крестьянка" В.И. Мухиной. Созданная в 1927 году, она стала воплощением энергии и мощи, заключенной в союзе земли и работающего на ней человека. Композиция строится как бы нанизыванием на вертикаль одного над другим почти самостоятельных округлых объемов, создающих образ могучей российской крестьянки. Рождение замысла сама Мухина объяснила такими словами: "Я задумалась: что же такое крестьянка? И мне захотелось изобразить ее как богиню плодородия, чернозем".

На выставке экспонируется еще одна работа В. Мухиной – "Портрет колхозницы Матрёны Левиной". Она появилась через семь лет после "Крестьянки" и свидетельствует о наступлении другой эпохи, когда остались в прошлом авангардные эксперименты и им на смену пришло увлечение классикой.

Оно ощущается в белизне мрамора, в плавном, спокойном силуэте, в профиле Матрены Левиной, напоминающем женские образы в скульптуре, украшавшей фронтоны древнегреческих храмов.


Авторы текстов - сотрудники Отдела скульптуры Третьяковской галереи:
1 - Наталья Денисова, хранитель музейных предметов 1 категории
2, 4, 5 - Лариса Бедретдинова, хранитель музейных предметов 1 категории
3 - Елена Бушуева, Лариса Бедретдинова, хранители музейных предметов 1 категории

Комментарии