Скульптура: полихромность



Эту неделю мы посвящаем скульптуре! Мы расскажем о материалах и стилистике скульптуры на примере работ Сергея Тимофеевича Коненкова, Михаила Александровича Врубеля и Анны Семеновны Голубкиной.


С.Т.Коненков. Портрет скрипача А.Ф. Микули (фрагмент). 1912. Дерево

Цвет и тон тоже можно назвать материалом для работы скульптора
. Представления о красоте и вкусы менялись от эпохи к эпохе, поэтому иногда на первый план выступала раскрашенная скульптура, как в Древнем Египте, иногда скульпторы больше ценили естественный тон материала. Долгое время ошибочно полагали, что античные мраморные статуи были белоснежными. Раскопки и тщательное изучение памятников показало, что греки отдавали предпочтение ярко раскрашенной скульптуре. Мастера же позднего Возрождения считали яркую раскраску приемом, не достойным подлинного высокого искусства.


С.Т.Коненков. Портрет скрипача А.Ф. Микули.
1912. Дерево
Есть несколько видов полихромии. Первый — тонирование всего произведения  или только ее части, когда через легкий слой тона просвечивает фактура скульптуры, что подчеркивает естественную красоту и выразительность материала. Реже используется второй вид — раскраска в несколько тонов. Как правило, полностью раскрашивать можно только дерево или терракоту. Мрамор и бронза допускают лишь частичную раскраску.


Конёнков очень любил музыку, хорошо понимал ее. В свою поездку по Греции он пригласил с собой скрипача Анатолия Микули. Сделав его портрет, скульптор стилизовал его под греческую архаику, когда материал окрашивали, и тщательно работал с тоном. Едва тронутые алым тоном губы, голубые глаза апеллируют к раскраске греческих скульптур.


Третий вид полихромии применение цветных материалов, или инкрустация во многом зависел от вкусов эпохи. Иногда скульпторы пользовались цветными камнями для украшения отдельных частей статуи (имитация одежды, например) или предпочитали сочетания золота и слоновой кости. Конёнков хорошо знал историю искусств и всегда очень точно и уместно использовал опыт предыдущих эпох для создания своих работ.




Автор:  Мария Морозова, научный сотрудник Отдела скульптуры

Комментарии