Эту неделю мы посвящаем скульптуре! Мы расскажем о
материалах и стилистике скульптуры на примере работ Сергея Тимофеевича
Коненкова, Михаила Александровича Врубеля и Анны Семеновны Голубкиной.
![]() |
С.Т.Коненков. Портрет скрипача А.Ф. Микули (фрагмент). 1912. Дерево |
Цвет и тон тоже можно назвать материалом для работы скульптора. Представления о красоте и вкусы менялись от эпохи к эпохе, поэтому иногда на первый план выступала раскрашенная скульптура, как в Древнем Египте, иногда скульпторы больше ценили естественный тон материала. Долгое время ошибочно полагали, что античные мраморные статуи были белоснежными. Раскопки и тщательное изучение памятников показало, что греки отдавали предпочтение ярко раскрашенной скульптуре. Мастера же позднего Возрождения считали яркую раскраску приемом, не достойным подлинного высокого искусства.
![]() |
С.Т.Коненков. Портрет скрипача А.Ф. Микули. 1912. Дерево |
Есть несколько видов полихромии. Первый — тонирование всего
произведения или только ее части, когда через легкий слой тона просвечивает фактура
скульптуры, что подчеркивает естественную красоту и
выразительность материала. Реже используется второй
вид — раскраска в несколько тонов. Как правило, полностью раскрашивать можно только дерево или терракоту. Мрамор и бронза допускают лишь частичную раскраску.
Конёнков очень любил
музыку, хорошо понимал ее. В свою поездку по Греции он пригласил с собой скрипача Анатолия Микули. Сделав его портрет, скульптор стилизовал его под греческую архаику,
когда материал окрашивали, и тщательно работал с тоном. Едва тронутые алым тоном
губы, голубые глаза апеллируют к раскраске греческих
скульптур.
Третий вид полихромии —
применение цветных материалов, или инкрустация —
во многом зависел от вкусов эпохи. Иногда скульпторы
пользовались цветными камнями для украшения отдельных частей статуи (имитация одежды, например) или предпочитали сочетания золота и слоновой кости. Конёнков хорошо знал историю
искусств и всегда очень точно и уместно использовал опыт предыдущих эпох для
создания своих работ.
Автор: Мария Морозова, научный
сотрудник Отдела скульптуры
Комментарии
Отправить комментарий