Скульптура: стоящие и сидящие статуи

Эту неделю мы посвящаем скульптуре! Мы расскажем о материалах и стилистике скульптуры на примере работ Сергея Тимофеевича Коненкова, Михаила Александровича Врубеля и Анны Семеновны Голубкиной.

Один из самых распространенных типов скульптуры — стоящие статуи, самые ранние   из которых были распространены еще в Древнем Египте. Древрегреческие  скульптуры  эпохи архаики всегда совершенно статичны, фигуры крепко стоят обеими подошвами на земле. Вертикальная ось симметрии делит фигуру на две равные части, а все парные элементы (колени, бедра, плечи) находятся на одном уровне. Позднее скульпторы научились находить для тела новое равновесие, при котором оно всей тяжестью опирается на одну ногу.  От этого зависит и положение торса — при напряженной правой ноге левое плечо выходит вперед, а левая нога и правая рука свободны. На следующем этапе разворачивался торс, и только голова дольше всего оставалась в скульптуре неподвижной. За этим, казалось бы, простым развитием стоит тысячелетняя работа скульпторов и художников. В последующие эпохи мастера лишь изучали и дополняли знание древних греков человеческого тела, выбирая в качестве отправной точки те или иные аспекты античного искусства.



Справа: С.Т.Коненков. Юная. 1916. Мрамор
Слева: С.Т.Коненков.Камнебоец. 1898. Бронза

Если стоящая статуя была распространена во все эпохи, то сидящая скульптура изображалась гораздо реже. Ведь сидящая статуя ассоциировалась в первую очередь с бездействием и некой апатией. Древнеегипетское искусство видело в сидящей статуе выражение максимального покоя и спокойствия. Начиналось скульптурное изображение сидящего человека с фронтальных неподвижных статуй, где нет никаких контрастов и динамического взаимоотношения между туловищем и ногами. Сиденье, как правило, было достаточно высоким, колени образовывали прямой угол, а вся статуя — замкнутую кубическую массу. Такая статуя полна условности и застылой торжественности.

Для создания более живого образа модель сдвигается на край сиденья, что влияет на характер позы, привносит движение. Когда сиденье опускается ниже колен сидящего, поза становится  непринужденной  и свободной. Вместе с тем возникает и богатство контрастов — скрещенные руки, нога, положенная на ногу, повернутое и согнутое тело. 

Именно по этим принципам и построена первая крупная работа Конёнкова — “Камнебоец”. Эту работу художник выполнил после его поездки в Европу, куда он отправился как стипендиат после окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Силуэт скульптуры прост и лаконичен, образ насыщен множеством мелких повествовательных деталей, но они видны только при внимательном рассмотрении.
 

Автор:  Мария Морозова, научный сотрудник отдела скульптуры


Комментарии