Скульптура: голова

Эту неделю мы посвящаем скульптуре! Мы расскажем о материалах и стилистике скульптуры на примере работ Сергея Тимофеевича Коненкова, Михаила Александровича Врубеля и Анны Семеновны Голубкиной.

Портретная голова — одна из самых распространенных типологий. Архаические памятники предполагали только одну точку зрения — либо в фас, либо в профиль. Чтобы не получить неэстетичную гримасу, скульптор должен избегать активной мимики и экспрессии. Выражения лиц на скульптурных портретах, как правило, очень спокойны и умиротворенны.
С.Т.Коненков. Славянин. 1906. Мрамор

Существует два подхода к изображению модели. Древние греки предпочитали все индивидуальное сводить к неким общим принципам, создавая не столько портрет конкретного человека, сколько идеал красоты и доблести, воплощенный в определенном типаже (воин, философ, правитель, атлет). Древнеримское искусство было гораздо больше ориентировано на своего героя. В первую очередь в портретах отражалась жизнь и характер героя.

Еще одна трансформация связана с изменением нижней границы скульптуры. Греческие и ранние римские мастера изображали только голову и шею. Со временем нижний срез доходил до основания плеч, затем опускался ниже. В эпоху барокко создаются практически поясные изображения, которые представляют собой переходную форму — от портретного бюста к статуе в рост.

Конёнков, во многом ориентировавшийся на античную традицию, создавал именно портретные головы. Он видел в них не только индивидуальные черты модели, но и типажные черты. Так, для работы “Славянин” Конёнкову позировал его брат Василий, но скульптор сознательно не называет портрет его именем, подчеркивая тем самым фенотипические черты, присущие славянскому этносу.

 
Автор:  Мария Морозова, научный сотрудник Отдела скульптуры

Комментарии