Выставка "Пять измерений". Сергей Антонов

Мы продолжаем серию публикаций о работах, представленных на выставке современной скульптуры "Пять измерений".

«В желтой жаркой Африке», 2017. Металл, известняк.

Сергей Антонов. Род. 1957
На выставке экспонируются две работы художника:
"В желтой жаркой Африке", 2017. Металл, известняк.
"Стул". 2016. Дерево, металл.


Сергей Антонов интересен внимательным и бережным отношением к подлинным предметам с историей. В своих композициях автор зачастую использует артефакты ушедшего времени: отслужившие утилитарные изделия из металла, предметы крестьянской утвари, белокаменные цоколи, старые корыта и бочки. Вот что об этом говорит сам скульптор: "Когда соприкасаешься с материалом, попадаешь в полную зависимость от него. Бочка древнее тебя, она является уже состоявшимся произведением, поэтому она диктует. Она уже есть, а ты еще ничего не сделал, ты все еще зритель. Можно попытаться вступить с ней в диалог. Но если ты попытаешься сделать что-то свое, то ничего не получится, нужно внимательнее вслушиваться, вглядываться. И чем больше ты в этом диалоге слушаешь, тем выразительнее будет результат".


У Сергея Антонова редкий дар уметь увидеть в старых, казалось бы, отживших свой век предметах прошлых веков неожиданный образ. Любуясь и созерцая их, он дает им возможность стать важными и нужными: "Я просто старался придумывать им вторую жизнь".

«Стул». 2016. Дерево, металл
Скульптор использует артефакты, сочленяя их в пластическом пространстве, и при этом, подвергая минимальной обработке. Автору очень важно дать этим предметам второй, что называется "эстетический" шанс. Так, в композиции "В желтой жаркой Африке" на белокаменном плинте скульптор неожиданно соединил уже использованные когда-то металлические скобы, сочленяя их между собой и словно формообразуя таким образом силуэты древних зверей, подобно росписям Альтамирской пещеры. Так из ржавого железа рождается целый мир, оживающий благодаря виденью скульптора. И вот мы уже действительно видим пасущихся в жаркий полдень быков.

Наблюдательность и умение видеть суть предмета, апелляция к знакомым темам плюс фантазия художника рождают яркий, эмоционально выразительный образ. Отслужившие свой век старые, кованые петли, благодаря неожиданному и находчивому взгляду художника, получили новое и весьма неожиданное применение в виде изящных, но прочных ножек в работе "Стул". Минимально обработанное, подлинное старое дерево, словно убеждает нас в подлинности презентуемого артефакта.

Каждая вещь Сергея Антонова может быть истолкована как знак во всей полноте смыслов, замкнутых и растворимых в ее предметности. Для мастера важна ответственность за существование возникшего объекта, образа. Вещь, пережитая художником и выведенная из забвения, становится для него тем, что она значит и есть.
 

Текст: Наталья Розенвассер
Фото: М.А. Железняков, М.Р. Каламкаров 

Комментарии