Выставка "Пять измерений". Портрет в скульптуре



Мы продолжаем серию публикаций о произведениях, представленных на выставке современной скульптуры "Пять измерений" в Новой Третьяковке. И сегодня разговор пойдет о портрете.
 
Слева: Е.М.Суровцева. Портрет Алены Наседкиной. 1993. Бронза
Справа: А.А.Смирнов-Панфилов  Восточный портрет. 2006

Пожалуй, самый популярный в скульптуре жанр портрета демонстрирует все более активный выход за пределы жанровой обусловленности в творчестве современных мастеров пластики. Максимально приближенные к традиционным, но с ярким авторским почерком решения (А.Рукавишников "Мой друг Коля"; Б.Царикаев "Автопортрет"; Е.Суровцева "Портрет Алены Наседкиной"; А.Смирнов-Панфилов "Восточный портрет"; Б.Черствый "Женский портрет") соседствуют с произведениями, где границы жанров смыкаются между собой.
 
Слева: А.И.Рукавишников. "Друг мой Коля" (Портрет Николая Огрызкова). 2014. Бронза
Справа: Б.Х.Царикаев. "Автопортрет". 1987. Бронза
Слева: Е.В.Мунц. "Памятник ДАПу" (Дмитрий Александрович Пригов). 2014. Картон, роспись, зажимы
Справа: Л.Н.Матюшин. "Надя и Осип Мандельштам". 2001. Бронза
 
Такова, например, работа Л.Матюшина "Надя и Осип Мандельштам", композиционно решенная как аллюзия знаменитой "Пьеты". Или "Пригов" Е.Мунц – вырезанный из картона полнофигурный портрет-метафора известного концептуалиста представлен в той же стилистике, которая характеризует творческий почерк изображаемого персонажа. 

Слева: А.В.Цигаль. "Осип Мандельштам". 2016. Черное железо, эмаль, основание-гранит
Справа: А.В.Цигаль. "Даниил Хармс". 2016. Бронза, основание-гранит
 
Александр Цигаль экспериментирует с игрой объемов и плоскостей в портретах Осипа Мандельштама и Даниила Хармса. При изменении угла зрения образы предстают в виде то графического силуэта, то объемного построения. 

Слева: Б.А.Чёрствый. "Анна". 2017. Бронза
Справа: А.П.Молчановский. "Парадный портрет госпожи Гибель". 2016. Оптическое стекло, холодная обработка

Предельную же степень отхода от традиционного воплощения портретного жанра можно констатировать в работе А.Молчановского "Парадный портрет госпожи Гибель", созданного из имитирующих подобие женского бюста нескольких блоков стекла. Острые грани форм в соединении с резко контрастирующими между собой черным и белым цветами, в которые врываются всполохи красного, вводят  зрителя в состояние тревожных предчувствий.



Текст: Ирина Седова
Фото: Н.Н.Алексеев, Н.Л.Розенвассер, А.Г.Ваганов, М.Виноградов, А.Н.Градобоев, С.М.Гурарий, М.А.Железняков, Е.В.Жиляев, А.В.Сергеев, В.Б.Чайка

 

Комментарии