Выставка "Пять измерений". Валентина Апухтина

Мы продолжаем публикации о произведениях, представленных на выставке современной скульптуры "Пять измерений".

Валентина Апухтина Род. 1941

Произведения В.И.Апухтиной в пространстве выставки "Пять измерений" в Новой Третьяковке
Слева направо - работы "Дон Хуан", "Проявление" и рельефы из серии "Мнимости геометрии. Видимое и невидимое"


Скульптура из бумаги является сегодня одним из наиболее оригинальных направлений в искусстве. Валентина Апухтина принадлежит к тем мастерам, кто занимается этим экспериментальным видом творчества уже не первый год. Валентина Ивановна – скульптор и акварелист, создающий бумажные объекты в традициях минимализма. Уже к 1960-м годам относятся ее первые эксперименты с формой в различных материалах. На протяжении всего творчества ее единомышленниками являлись художники, смело и ярко экспериментировавшие в области создания нового изобразительного языка.

Выбранный В.И.Апухтиной материал – бумага, становясь в руках автора абсолютно правомерным соучастником творческого процесса, определяет суть произведений автора: "Коллаж – это не баловство, приклеиваешь бумажку к другой бумажке и вот - коллаж. Нет, коллаж – это совсем другое – это вообще ваша жизнь. Вы начинаете общаться с другим человеком, сходитесь – и это коллаж получился – ваш и этого человека. Новая ситуация, новые отношения, все новое. Движения ваши – насколько близко вы подходите к этому человеку или объекту. Это все коллаж. Поэтому я поняла, что коллаж – это очень хорошо, это вся жизнь".

Из серии "Мнимости геометрии. Видимое и невидимое". 2016. Бумага, коллаж

Четыре невысоких рельефа из бумаги из серии "Мнимости геометрии. Видимое и невидимое" представляют собой геометрические формы на чёрно-белом фоне, где рамы, лишенные, в свою очередь, четкой геометрии, подчеркнуто рукотворны. Художника в данном случае интересует зыбкость, призрачность, а не строгость построения форм. На границе плоскости и объема коллажи Валентины Апухтиной видятся, скорее, как объемная графика, где свет и тень создают необходимый эффект. Скульптор считает, что "невидимое действует сильнее, чем видимое. … На самом деле – есть у художника то, что называется харизмой, невидимая харизма, которая присутствует в каждом из нас. И вот именно она работает... Бумага ‒ это просто материал. А форма – это ты, художник!". Рельефы В.Апухтиной обладают своим специфическим языком, во многом это ее творческая лаборатория, где совершается поиск и рождаются идеи.

Художница считает, что бумага – это универсальный материал для творчества: конструировать и "лепить" очень удобно, она легко поддается корректировке. Доказательством этому явилась представленная на выставке композиция из бумажных конструкций "Проявление", где на деревянную основу наклеены газетные и журнальные обрывки ("Проявление". Из серии "Матрица". 2015. Шестифигурная композиция. Бумага, коллаж). Шесть "бесплотных, изящных фигур", по мнению автора напоминающие девушек, свободно и ритмично монтируются и удерживают пространство. Ритмическая расстановка фигур, расстояние между ними играют важную роль в сложении образа. В.Апухтина тонко воспроизводит некую среду покоя и созерцательности, где царит гармония, а не насилие и агрессия. "Интерес к форме увеличивался по мере осознания себя в пространстве" ‒ полагает художница.

 
"Дон Хуан". 2002. Бронза

Скульптор утверждает, что "все работы, в чем бы они ни были сделаны – это харизма художника". И хотя портрет Дона Хуана был отлит в бронзе, изначально скульптор "лепила" его в бумаге, моделируя и деформируя множество контуров. Острый и утонченный образ отсылает нас к выразительно экспрессивным работам А.Джакометти.

Работы В.И.Апухтиной на протяжении всего ее творческого пути вызывали неподдельный интерес публики. Её скульптурным композициям свойственна конструктивная определенность, аналитичность, продуманное обобщение и рационально-умозрительное начало.

 

Текст и фотографии: Наталья Розенвассер

 

Комментарии