"Музейный профессионал": ответы на вопросы. О реставрации

К выставке "Тайный старых картин", проходившей в Третьяковской галерее в 2016 году, была подготовлена образовательная игра "Музейный профессионал", позволяющая пользователям побывать за служебной дверью музея и раскрыть секреты, которые хранит в себе один из шедевров Третьяковской галереи. В конце игры пользователи могли задать интересующие их вопросы о музейной работе. На самые популярные и интересные вопросы мы попросили ответить сотрудников Третьяковской галереи - хранителей, реставраторов, научных сотрудников и кураторов. 


Как часто приходится заниматься реставрационными работами?
Реставрационные работы в мастерских идут каждый день. Если говорить о частоте реставрации каких-то конкретных произведений, то все зависит от их состояния.
В реставрации существует такое понятие как потенциал сохранности работы. На потенциал сохранности влияет множество факторов: условия, в которых хранилась картина, климат, качество исходных материалов. Например, если художник при создании картины переписывал её много раз, экспериментировал с технологическими правилами, то это нередко приводит к тому, что картина хуже хранится, ее следует чаще реставрировать. Со временем, вне зависимости от потенциала сохранности, поверхность работ загрязняется, и эти загрязнения также нужно устранять. 
Реставрация произведений из собрания музея обычно происходит по общему плану, нередко реставрируют произведения, предназначенные для показа на выставке. Хранители регулярно осматривают произведения и следят за соблюдением правил их хранения и демонстрации в выставочных залах; необходимость реставрации той или иной работы обязательно обсуждается на реставрационном Совете.

Может ли реставрационная работа случайно изменить задуманный изначально художником вид полотна?
Изменить задуманный художником образ может только неумелая реставрация. Несколько столетий назад реставрационными работами занимались художники, и иногда они могли переписать картину, возможно, из-за того, что просто не справлялись с задачей или совершенно по-иному её понимали. Но реставрационная культура совершенствуется. Задача современного реставратора – максимально полно сохранить авторскую живопись. Это очень сложная задача, и она требует особого внимания и мастерства.


Можно ли испортить картину во время реставрации?
Подобные ситуации возникают крайне редко, но в реставрации, как и, например,  в хирургии, не все можно предвидеть. Профессиональные реставраторы обычно соблюдают технологии и технику безопасности, знают, что делать в экстренных ситуациях и просчитывают все возможные риски еще до того, как приступить к работе. В большинстве случаев причиной неудачной или губительной для произведения реставрации становится то, что за дело берется не мастер своего дела, а новичок или любитель.

Каков алгоритм проведения реставрационных работ?
Набор реставрационных работ зависит от типа и состояния конкретного произведения. Но есть и некоторые общие моменты.
Прежде чем начинать реставрационный процесс, реставраторы и хранители внимательно осматривают картину. Предварительно запланированный комплекс реставрационных работ обсуждается и утверждается на музейном реставрационном Совете.
После утверждения реставратор может приступать к работе. Это кропотливый процесс взаимодействия с произведением, который может занимать месяцы, а в редких случаях и годы. Все этапы работы сопровождает фотофиксация общего вида и фрагментов произведения – она нужна для истории, а также для подтверждения и коррекции правильности действий реставратора. Все проводимые изменения обязательно отмечаются в реставрационном паспорте произведения.
В процессе работы реставратор руководствуется целым рядом принципов, основные из которых -  сохранение первоначального авторского замысла и достижение обратимого результата реставрации.
После завершения реставрации произведение принимается на реставрационном Совете. Обычно после этого работу показывают публике, на выставке или в постоянной экспозиции музея.

  
Что такое дублирование холста?
Дублирование холста – это укрепление основы живописного произведения. При дублировании на работу с обратной стороны подклеивают новый холст, что помогает продлить жизнь произведению.
Склейка может производиться на разные составы: осетровый клей, синтетическую пленку, клей с добавлением муки, воск. Выбор зависит как от техники создания каждой картины (здесь нужно учитывать состав живописной поверхности - например, при работе с темперой нельзя использовать осетровый водный состав), так и от предпочтений реставратора и реставрационной мастерской.



Для того, чтобы провести дублирование, работу следует предварительно снять с подрамника; при этом живописная поверхность дополнительно укрепляется с помощью подклеенного слоя бумаги или ткани. Если дублирование холста производилось ранее, то перед новым дублированием аккуратно отделяют слой старого дублировочного холста. Затем первоначальный и новый дублировочный слои холста склеиваются (детали сильно зависят от выбранного метода и материалов склейки), соединяются, проглаживаются. Готовую работу кладут под пресс. На завершающем этапе проклеивают кромки и удаляют укрепляющий слой с живописной поверхности, а работу вновь натягивают на подрамник.
Посмотреть на то, как дублируют холст, можно на записи процесса  реставрации произведения XVIII в. "Натюрморт. Листы из книг и картинки" из собрания Третьяковской галереи:





Фотографии: Евгений Алексеев

 

Комментарии