Выставка "Пять измерений". Анималистический жанр




Мы продолжаем публикации о произведениях, представленных на выставке современной скульптуры "Пять измерений". 

Дмитрий Воронин. «Кот», 2016. Бронза; «Жаба-рогатка», 2014. Дерево, металл, латунь, медь, гвозди.

Анималистический жанр в отечественной скульптуре ХХ века, как известно, представлен яркими именами: Василий Ватагин, Иван Ефимов, Александр Белашов, Георгий Попандопуло, Андрей Марц. Прекрасные образы зверей в камне выполнил в свое время знаменитый Дмитрий Цаплин.

Безусловно, работы всех перечисленных авторов занимают достойное место в коллекции Третьяковской галереи, а работам Д.Цаплина даже посвящен отдельный зал в Новой Третьяковке. Выставка современной скульптуры "Пять измерений", которая открылась 23 августа на Крымском Валу, дает возможность познакомиться, в том числе, с направлениями, в рамках которых развивается анималистический жанр сегодня.

Сергей Антонов. «В желтой жаркой Африке», 2017. Металл, известняк.

Олег Ковригин. «Маленький красный крабик», 1996. Гранит.

Анималистический жанр в творчестве современных скульпторов начинает проявлять себя гораздо шире, скорее, в виде некой темы, связанной с миром природы. Это, по-видимому, происходит потому, что создаваемые мастерами пластики образы настолько отходят от прямой изобразительности, что могут превращаться, например, в графический символ, представляющий собой отдаленное напоминание о структуре животного (Сергей Антонов "В желтой жаркой Африке"; Людмила Богуславская "Собака"; Игорь Шелковский "Верблюд"). 

Игорь Шелковский. «Верблюд», 1992-2003. Металл крашеный.
Людмила Богуславская. «Собака», 2017. Керамика, дерево, веревки.


А порой главным для скульптора становится любование природной формой. Соединяя ее с природным материалом – камнем, и опуская незначащие подробности, художник предъявляет зрителю красоту проявленной в пластике естественной стихии. Так происходит в творчестве Владимира Заботкина, Олега Ковригина и Анатолия Комелина. 

Слева направо: Анатолий Комелин. «Птица», 1997. Камень, железо, дерево.
Владимир Заботкин. «Кот», 2014. Гранит; «Летучая мышь», 2016. Гранит.

Иногда же образы животного мира смыкаются с откровенной стилизацией, граничащей с декоративностью. "Петух" и "Курица" Екатерины Казанской, например, под стать расписным народным игрушкам, а вполне "интерьерные" "Кот" и "Жаба-рогатка" Дмитрия Воронина, благодаря специфической обработке материалов, находятся на той грани, где скульптура смыкается с дизайн-объектами.
 
Екатерина Казанская. «Петух» и «Курица», 2003. Шамот, ангобы.

Все это и многое другое можно увидеть на выставке "Пять измерений" в Новой Третьяковке до 8 октября.

Текст: Ирина Седова
Фото: Игорь Дремин, Наталья Розенвассер, Алексей Солянников, Евгений Жиляев, Сергей Савкин


Комментарии