Картина Ф.А.Бронникова в Риме

В 2017 году Третьяковская галерея принимает участие во многих международных проектах. Одним из них стала выставка "Кровь Спартака. История римских рабов", проходившая в Риме с 28 марта по 17 сентября 2017 года.

 
Тема выставки, место проведения, состав, дизайн, каталог - все отличалось большой оригинальностью, насыщенностью и неожиданными поворотами художественных решений. Выставка была развернута в музее Ара-Пацис (Ara Pacis), который находится на берегу Тибра на углу Lungotevere in Augusta и via Tomacelli. Для Рима, наполненного древними памятниками, это уникальное сооружение, которое строилось в течение десяти лет по новейшим архитектурным технологиям. Необычный стеклянный павильон был специально воздвигнут для экспонирования античного алтаря эпохи императора Августа, выполненного из отточенного белого мрамора.

В цокольном этаже этого здания примерно дважды в год проходят замечательные выставки, пользующиеся большим успехом. Кураторы выставки "Кровь Спартака. История римских рабов" обратились к Третьяковской галерее с просьбой предоставить из ее коллекции картину Ф.А.Бронникова «Проклятое поле». Место казни в древнем Риме. Распятые рабы».
Картина стала настоящим украшением выставки, редким примером живописи в окружении старинной скульптуры, фрагментов мозаики, ювелирных изделий, предметов прикладного искусства, а также современных мультимедийных устройств. Наша работа была помещена в специальное нишевое пространство, удачно освещена хорошо выставленным светом.

Бронников Ф.А. «Проклятое поле». Место казни в древнем Риме. Распятые рабы. 1878. Холст, масло.  122,5х210,5.
Полотно было куплено П.М.Третьяковым в 1882 году у автора.


О картине:

"Проклятое поле" - "Campo scellerato" - само название и сюжет говорят о жестокой расправе рабовладельцев-патрициев над рабами. Как известно, распятие на кресте - этот вид позорной и мучительной казни - был известен в Вавилонии, Греции, Палестине, Карфагене. Но широкое распространение казнь получила в Древнем Риме. Так казнили особо опасных преступников: бунтовщиков, изменников, военнопленных, разбойников, беглых рабов. К примеру, после подавления восстания Спартака все взятые в плен рабы, около шести тысяч человек, были распяты на крестах вдоль Аппиевой дороги от Капуи до Рима.

Зачастую казнь сопровождалась целым ритуалом. Ей предшествовала обличительная процессия, в ходе которой осуждённому приходилось нести так называемый патибулум (patibulum), тяжелый деревянный брус, который потом служил горизонтальной перекладиной креста. Согласно Евангелию, в римской провинции Иудее Иисус Христос был подвергнут распятию, что сделало крест символом христианской религии. Казни через распятие были преданы многие христианские мученики, например, апостолы Андрей и Петр. Распятие как вид казни отменил римский император Константин, принявший христианство, в IV столетии н.э.

На картине Бронникова изображены стоящие вдоль дороги кресты в форме буквы "Т" (crux patibulata), к которым пригвождены распятые. На большом полотне художник совмещает каноны академической школы живописи и приемы реализма, предоставляя зрителю возможность рассмотреть все детали картины и проникнуться атмосферой драматизма. Плачущая от горя женщина, уходящие по тропинке палачи с инструментами, греющиеся у костра воины-охранники, воющая собака, черные птицы, надвигающаяся туча дополняют мрачный сюжет "проклятого поля" и усиливают ощущение гнетущей энергетики.

Посетители и картина "Проклятое поле" в пространстве выставки  "Кровь Спартака. История римских рабов"


О художнике:

Федор Андреевич Бронников (17 (29) сентября 1827 - 1 сентября 1902) – русский художник второй половины XIХ века, автор произведений на темы античной и средневековой истории, профессор исторической живописи Императорской академии художеств.

Он родился в небольшом уральском городе Шадринск Пермской губернии и первый опыт в рисовании получил от своего отца-иконописца. С 1845 по 1853 годы обучался в Академии художеств Санкт-Петербурга. С 1854 по 1860 годы как пенсионер Академии художеств жил в Германии и Франции, но особенно полюбил Италию. 


Бронников Ф.А. Автопортрет. Середина 1850-х гг.
С 1861 года Бронников поселился в Риме, на Виа Виттория, где у него была своя мастерская, но связь с родиной не прерывал, временами посещая Россию. В Италии он много работал: помимо картин на темы из истории Древнего Рима и Средневековья писал портреты состоятельных граждан, итальянские пейзажи, улицы городов и селений, жанровые сцены из итальянской жизни. Художник достиг определенной известности и почитания среди итальянской интеллигенции, вскоре женился на итальянке Марии Кармеле, урожденной Бедини.

В 1870 году за картину "Бедное семейство, прогоняемое с квартиры" он был награжден золотой медалью М.-Л.-Э. Виже-Лебрен "за экспрессию". В 1873 году на Всемирной выставке в Вене получил медаль "За искусство". Бронников участвовал в росписи православного собора св.Александра Невского в Париже, русской посольской церкви в Копенгагене, храма Христа Спасителя в Москве. Многие произведения Бронникова успели попасть в частные коллекции и европейские музеи. Большую часть своих произведений, в том числе эскизы и рисунки, созданные в Риме, а также сорок тысяч рублей на создание художественной школы он завещал родному городу Шадринску. Бронников умер 1 сентября 1902 года в Антиколи-Коррадо, провинции Рима, и похоронен на римском некатолическом кладбище Тестаччо.

 
Автор - Светлана Капырина, хранитель музейных предметов 1 категории Отдела живописи второй половины XIX - начала XX века

Комментарии